Обычно передача технологий от разработчика потребителю проходит с участием посредника, которого называют брокером. Его основная задача состоит в систематическом поиске технологий с большим коммерческим потенциалом, подготовке их к предъявлению потенциальному потребителю, что часто называют «упаковкой технологии», участии в переговорах и подготовке соглашения по передаче технологии. Брокер может заниматься поиском технологии и по заказу.
В последнее время многими специалистами одной из самых эффективных схем трансфера признается так называемое «двойное брокерство». Оно позволяет в какой-то степени понизить барьеры для транснационального трансфера и увеличить осведомленность сторон о состоянии рынков. Оно дает возможность российским производителям технологий выяснить спрос на западных рынках, а западным компаниям, ведущим интенсивную инновационную деятельность в условиях острой конкурентной борьбы, выяснить технологические возможности российских разработчиков. Идея схемы «двойного брокерства» состоит в том, что в процессе передачи технологии участвуют два посредника.
|
|
Один из них ведет свою деятельность на «западном берегу»:
- изучает потребности западных рынков в технологиях;
-изучает и подвергает экспертизе представленные российским партнером технологические проекты;
- разрабатывает форму и процедуру представления проекта;
-предлагает прошедшие экспертизу проекты покупателям или инвесторам;
-продвигает технологию, стремясь к заключению сделки между покупателями и владельцами технологий, зарабатывая с процента от суммы сделки.
Другой посредник, брокер на «восточном берегу», действует на основе поученной от западного брокера информации о спросе (хотя это не всегда так):
- собирает технологические проекты
- снимает юридический риск, проверяя наличие права собственности на технологию тех людей, которые ее представляют;
-"упаковывает" проекты в соответствие с договоренностью, которая обычно включает требование перевод всех материалов на английский язык;
-помогает своим клиентам в бизнес-планировании проектов в соответствии с требованиями потенциальных западных инвесторов или покупателей;
-организует встречи авторов, разработчиков технологий и руководителей проектов с представителями западного брокера, его экспертами и экспертами фирм, проявляющих интерес к проекту;
-представляет интересы авторов во время переговоров, в процессе переписки;
- участвует в защите интеллектуальной собственности.
Брокеры осуществляют свою деятельность на основе соглашение, которое обычно содержит условия эксклюзивности, имеющей ограничение по сроку и территории действия. Такое соглашение обязательно содержит условия конфиденциальности.
|
|
3.3. Примеры международного трансфера.
Ни одна страна мира не обеспечивает себя технологиями полностью. Более того, для любой страны объемы импортируемых технологий больше, чем объемы собственных технологий. Для России, находящейся в настоящий момент на стадии заимствования в развитых странах стандартов потребления, объемы технологий, разрабатываемых ею самой существенно меньше, чем объемы технологий, которые она должна закупать для нормального развития или хотя бы для обеспечения восприимчивости к мировым достижениям. Это в значительной степени предопределяет слабый интерес бизнеса, в том числе и российского, к российским технологиям, особенно в связи частым с отсутствием комплексных решений.
ПРИМЕРЫ!!!!
Согласно данным Госкомстата, в 1998 году отечественными компаниями было заключено 401 соглашение по экспорту технологий на общую сумму 728,5 млн. рублей, из которых на долю Европы пришлось 46%, Северной Америки – 26,5%, Азии – 13%. Около 14% экспорта технологий пришлось на страны СНГ и Балтии. Было также заключено 100 соглашений по импорту технологий.
4. Тема 4. Подготовка технологии к трансферу - «упаковка»:
Одно из маркетинговых мероприятий, необходимых в процессе коммерциализации любой технологии, связано с так называемой упаковкой технологии. Уровень описания, необходимого для идентификации технологий может быть различным Полный пакет документов, содержащий описания технологии разного уровня и называется ее упаковкой. Перед выведением технологии на рынок должен быть подготовлен пакет документов, описывающих содержание и правовой статус передаваемой технологии. Без такого пакета документов невозможно представление технологии потенциальному покупателю, а также велики риски владельца, связанные с утечкой информации.
4.1. Трансляция понятий в цепочке «изобретатель – предприниматель»
На всех этапах трансфера технологий, когда они, как упоминалось выше, «передаются из рук в руки» следует учитывать наличие так называемых трансляционных барьеров. Трансляционные барьеры образуются в силу различного жизненного опыта, образования, социального статуса и локальных и долгосрочных целей людей – участников процесса трансфера технологий. Ниже приведены таблицы с примерами таких барьеров. Главное требование к упаковке технологии - представить ее на языке потенциального инвестора или покупателя. Ниже в таблицах 7 и 8 в дополнение к таблице 6 иллюстрируются версии трансляционных барьеров. Значительную роль в преодолении трансляционных барьеров играют технологические брокеры.
Технология глазами пользователя | Таблица 7 | ||
результат НИР или ОКР | потенциальный пользователь | как он это назовет | |
увеличенный КПД | менеджер | улучшенная технология | |
численное моделирование | инженер | программное обеспечение | |
патент | высокотехнологичное предприятие | лицензия | |
мембрана | конструктор | сепаратор | |
Здесь важно помнить, что не всегда более высокие технические показатели генерируют рыночное преимущество. Если у вас улучшенные технические показатели, то обязательно продемонстрируйте их в форме чего-то нужного пользователям. Если вы знаете свои нужды, то сформулируйте их в конкретной количественной форме. | |||
Представление технологии на языке понятий изобретателя и инвестора | Таблица 8 | |
изобретатель, владелец технологии | инвестор, покупатель | |
понятия | понятия | |
научно-техническое содержание | области применения | |
новизна проекта | ожидаемая рыночная ниша | |
стадия разработки | доработка, требуемая для вывода технологии на рынок | |
количественные характеристики компании | функциональные характеристики компании | |
Здесь можно посоветовать изобретателю «не говорить с предпринимателем о «мегабайтах, модуляторах, инверсии населенностей и иммунодепрессорах»», а о том, что даст ему технология и как много придется вложить ресурсов в ее освоение. Лучше такие переговоры вести с помощью технологических брокеров. | ||
Влияние социальной роли | Таблица 9 | |||
ученый | политик | бизнесмен | ||
значимый срок | 5 –10 лет | 4 года | 1 неделя | |
цель | «высокая наука» | политика | конкурентоспособность | |
забота | публикации, deadline, контракт | документы, deadline | деньги, потребности клиентов | |
боязнь | научные ошибки и неудачи (свои или сотрудников) | проблемы контрактов | конфиденциальность | |
Следует учитывать разную мотивацию, темп и вехи жизненного расписания | ||||
4.2. Пакет документов, описывающих содержание и регламентирующих правовой статус технологии.
|
|
Пакет документов, составляющий упаковку технологии, разрабатывается в соответствии со схемой коммерциализации, которая приведена ниже. Описание составляющих пакета и их назначения приводится после схемы.