Проектирование судового валопровода включает:
- разработку принципиальной схемы валопровода;
- выбор материала валов и определение их диаметров;
- расчёт промежуточного и гребного валов на прочность;
- оценку запаса по критической частоте вращения и продольной устойчивости гребного вала.
Разработка принципиальной схемы валопровода:
Выбор материала валов и определение их диаметров по Правилам Регистра валы судовых валопроводов должны изготовляться из стальных поковок со временным сопротивлением 430÷690 Мпа. В качестве материала для валов можно использовать сталь Ст5 с временным сопротивлением МПа и пределом текучести МПа.
Диаметр промежуточного вала в мм определяется:
;
где: L – коэффициент, принимаемый равным 102 – для валов класса «М-СП»;
– частота вращения промежуточного вала, об/мин;
n – частота вращения главного двигателя, об/мин;
i – передаточное отношение редуктора;
k – коэффициент, учитывающий неравномерность крутящего момента; – коэффициент для установок с двигателями внутреннего сгорания;
q=0,4 – для установок с четырёхтактными дизелями;
а – отношение максимального индикаторного крутящего момента к среднему индикаторному крутящему моменту, для двигателей с 6 цилиндрами а=2,15;
;
мм;
Диаметр упорного вала в районе упорного гребня должен превышать диаметр промежуточного вала не менее, чем на 5%;
мм;
Диаметр гребного вала должен быть не менее:
;
где: к – коэффициент для гребных валов, числовое значение которого зависит от того, какой жидкостью производится смазка дейдвудных подшибников, к=7 – для гребных валов со сплошной облицовкой.
мм;
Величина диаметра валов уточняется с учётом качества материала по формуле в мм:
;
где: - временное сопротивление материала вала в Мпа, МПа;
- диаметр промежуточного или гребного вала, определённый по вышеуказанным формулам.
Диаметр промежуточного вала:
мм;
Диаметр упорного вала в районе упорного гребня:
мм;
Диаметр гребного вала:
мм;
Расстояние между опорными подшипниками определяется:
;
где: - диаметр вала в см;
На промежуточном валу:
м;
На упорном валу:
м;
На гребном валу:
м;
Выбираем соединительную фланцевую муфту по допустимому крутящему моменту в кН∙м и максимальной частоте вращения, устанавливаем для соединения с промежуточным валом.
кН∙м;