Организация торгово-технологического процесса в магазине

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательно выполняемых операций, целью которых является сохранение потребительских свойств товаров, их товарного вида и доведение до конечных потребителей с наименьшими затратами труда при высоком уровне обслуживания населения и получения прибыли.

Эффективность ТТП в магазине зависит от развития материально-технической базы его в целом и от внедрения достижений НТП в торговой отрасли.

Структура ТТП, последовательность выполнения всех операций зависит от степени хозяйственной самостоятельности магазина, от места продажи в нем, типа магазина, размер торговой площади.

Особая роль в ТТП отводится коммерческим операциям, которые позволяют обеспечить магазину широту ассортимента, полноту реализуемых товаров, обеспечение бесперебойной торговли товаров, реализуемых в магазине.

Все это в конечном итоге сказывается на улучшении обслуживания населения.

^ К коммерческим операциям в магазине относят: изучение спроса покупателей; составление заявок на завоз товаров в магазин, формирование ассортимента товаров в магазине, организация рекламы и информации.

^ В магазинах-предприятиях к коммерческим операциям дополнительно относят: заключение договора на поставку товаров, учет выполнения договоров поставки, претензионные работы.

^ Технологические операции процесса магазина можно подразделить на три части:

1. операции с товарами до предложения их покупателям: разгрузка транспортных средств; доставка товаров в зону приемки; приемка товаров по количеству и качеству, доставка товаров в зону хранения, в зону подготовки товаров к продаже или в торговый зал (в зависимости от степени готовности товаров к продаже), хранение, подготовка товаров к продаже, перемещение товаров в торговый зал, выкладка товаров в торговом зале на оборудование. Все операции первой части должны выполняться качественно, что позволяет обеспечить высокую культуру обслуживания покупателей.

2. включает операции: встреча покупателя, предложение товаров, отбор товаров покупателями, расчет за отобранные товары, оказание дополнительных услуг покупателю. На втором этапе возникают межличностные психологические контакты, которые отражают сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. В этой связи операции должны быть организованны так, чтобы покупателям были созданы условия для совершения актов купли-продажи товаров.

3. включает выполнение операций, связанных с оказанием дополнительных услуг покупателям при приобретении основного товара.

Организация ТТП в магазине должна базироваться на соблюдении следующих принципов:

1.
обеспечение комплексного подхода к организации ТТП;

2.
создание максимальных удобств для покупателей;

3.
рациональное использование помещений магазина и торгово-технологического оборудования;

4.
создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда.

5.
Обеспечение необходимой эффективности работы магазина.


Товары в магазин поступают в основном автомобильным транспортом. Приемка товаров в магазин может осуществляться непосредственно от органов транспорта. Если при приемке от транспорта, доставившего груз, будет обнаружена недостача, то на фактические товары выписывается приходная накладная. Во всех остальных случаях приемка осуществляется аналогично приемке товаров на складе.

Хранение товаров в магазинах осуществляется аналогично хранению товаров на складе.

Многие их поступающих товаров в магазин не могут быть переданы в торговый зал в том же виде, в каком они поступили. В этой связи возникают необходимость предварительной подготовки товаров к продаже, она включает: распаковка, сортировка (группировка товаров по фасонам, сортам, размерам, моделям и др.). Распаковка относится к большинству и является общей операцией, при этом необходимо обеспечить качество товаров, сохранность тары.

^ При подготовке товаров к продаже выполняются следующие операции:

1.
Проверка соответствия цен, сортности данным, указанным на маркировке и в сопроводительном документе;

2.
Облагораживание товаров: утюжка, устранение мелких дефектов, удаление загрязнений и т.д.

3.
Фасовка, предварительная нарезка товаров и укладка их в специальную тару для подачи в торговый зал.

4.
Комплектование подарочных наборов;

5.
Оформление прикрепления ярлыков на товары, подаваемые в торговый зал.


Подготовкой товаров в небольшом магазине занимаются продавцы, в крупных магазинах – специальные работники. Подготовку проводят в специальных помещениях, которые оснащены необходимым оборудованием и инвентарем.

Под размещением товаров в торговом зале понимают систему распределения торговой площади под товарные группы. Этот процесс называется зонированием площади торгового зала или элементом мерчендайзинга. При этом учитывается разработанная технологическая планировкаторгового зала.

Выкладка – это процесс расположения укладки и показа товаров торговое оборудование. При продаже товаров через прилавок обслуживания предлагают образцы товаров, которые находятся за прилавком. Для покупателей не имеет значения как расположены товарные запасы, из которых производится отпуск их покупателям.

В магазинах, применяющих прогрессивные методы продажи товаров, вопросом размещения и выкладки их в торговом зале уделяется особое внимание. При этом учитывается движение покупательских потоков в торговом зале с учетом равномерной нагрузки на все участки торгового зала. В магазинах самообслуживания учитывают комплексность спроса на товары, взаимосвязанность товаров.

При размещении товаров каждая группа получает свое определенное место, что позволяет постоянным покупателям хорошо ориентироваться в торговом зале. При закреплении за товарными группами постоянных зон размещения учитывают следующие требования:

1.
зона товарных групп, подготовленных к продаже, должна примыкать к тем помещениям, где происходит их подготовка.

2.
для товаров, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, выделяют зону в глубине торгового зала, где отсутствуют основные потоки покупателей.

3.
крупные тяжелые товары располагают в зоне контрольно-кассового узла или ближе к выходу из торгового зала.

4.
товары, требующие частого пополнения, располагают ближе к кладовым, где они хранятся.

5.
вложенные товары должны обеспечить свободный проход и доступ.


Дорогостоящие товары в мелкой упаковке размещают вблизи контролера-кассира. Родственные взаимозаменяющие товары должны располагаться рядом с основными.

При размещении товаров учитывают товарные соседства, чтобы одни группы товаров не оказывали воздействия на другие. При размещении товаров в торговом зале необходимо эффективно использовать каждый квадратный метр торговой площади. Выкладка товаров должна производиться по определенным правилам, что позволяет показать весь имеющийся ассортимент и каждый товар в отдельности.

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется один образец поместить без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель имел представление о содержании товара. Запрещается выкладывать товар загрязненный и в деформированной упаковке.

^ Способы выкладки товаров:

1.
вертикальная. Предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках снизу доверху. Обеспечивает хороший показ товаров, свободный отбор их покупателями, но требует больших площадей, поэтому используется в крупных магазинах в сочетании с другими способами.

2.
горизонтальный. Однородные товары размещают по всей длине оборудования, занимая 1 или 2 полки. Применим для размещения крупногабаритных товаров и мелких товаров в кассетах.


В магазине используются различные приемы выкладки товаров: рядами, стопками, штабелями, вывешивают на штангах и др.

В магазинах самообслуживания широко применяется выкладка товаров навалом, а скоропортящиеся товары – в холодильных камерах.

^ Выкладка бывает:


  • товарная. Используется в магазинах самообслуживания одновременно для показа и отпуска товаров.

  • Декоративная. Используется как рекламная в витринах, на рабочих местах через прилавок; в магазинах самообслуживания декоративная выкладка нецелесообразна.


При выкладке товаров необходимо учитывать степень спроса, цену и другие характеристики. В магазинах с универсальным ассортиментом наибольшую долю товарооборота занимают товары повседневного спроса, поэтому их выкладка должна быть удобна, выкладываться большими объемами; товары, пользующиеся редким спросом и более дорогие, выкладываются на верхних полках, дешевые – на низких и в основном навалом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: