УМШ (фронтально, со всем классом)

Формула: Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

Развитие творческого стиля мышления – вот основная его цель. Перечислим дидактические ценности УМШ:

- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;

- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

- участники штурма слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

- учителю легко поддерживать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;

- УМШ вызывает большой интерес учащихся, на его основе легко организовать деловую игру.

Технология.

Обычно штурм проводится в группах численностью 7-9 учащихся.

До штурма:

1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма – никакой критики! В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий. Он следит за выполнением правил штурма, подсказывает направления поиска идей. Ведущий может акцентировать внимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не спустила ее из виду, поработала над ее развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунком, знаком..)

2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условия задачи.

3. Учитель определяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательно зафиксировать на доске.

Первый этап. Создание банка идей.

Главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими». Иногда имеет смысл прервать этап раньше, если идеи явно иссякли и ведущий не может исправить положение. Теперь небольшой перерыв, в котором можно обсудить штурм с рефлексивной позиции: какие были сбои, допускались ли нарушения правил и почему.

Второй этап. Анализ идей.

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях. И опять небольшой перерыв.

Третий этап. Обработка результатов. Группа отбирает от 2 до 5 самый интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты: например, группа отбирает самое практическое предложение и самое «дикое»). В некоторых случаях целью группы является поиск как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.

Как выбрать задачу для УМШ? Мозговой штурм пройдет гарантированно интересно, если задача имеет большее число возможных решений. Если это исследовательская задача, например, необходимо объяснить непонятное явление, то она должна допускать несколько возможных гипотез-объяснений.

На уроке «Электрический ток. Электростанции» предлагается следующая задача – «На улице дождь. Вы входите в помещение, закрываете зонтик и видите, что человек попал под электрический ток. Каковы должны быть действия в такой ситуации?»

При использовании данного приема важно избежать ошибок: во-первых, может быть плохо подобрана тема, которая требует специальных знаний или аналитических суждений;

во-вторых, при обсуждении решений учитель принимает только известный ему контрольный ответ на задачу или жестко предложения участников штурма; в-третьих, не допустимо регулярное вмешательство в работу групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: