Заранее рассказать учащимся, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны, ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы, позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.
Ребята составляют вопросы по заданной теме.
Внимание: а что же делать после того, как вопросы составлены?
Теперь их следует разбить на «кучки»:
- вот те вопросы, на которые мы можем сейчас ответить, и сделаем это на уроке;
- вот те, на которые можно найти ответ в литературе;
- вот те, на которые ответ, возможно, не знает пока никто.
Дополнительно можно:
- организовать опрос учащихся по наработанным ими вопросам;
- провести конкурс на самый интересный, сложный, важный, оригинальный вопрос;
- организовать взаимоопрос учащихся по наработанным ими вопросам;
- использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся.
Урок «Строение организмов» при закреплении материала проводим пресс-конференцию, приглашаем ученого биолога и ученого микробиолога (сильных учащихся), а ребята задают составленные вопросы, то есть, исполняют роль корреспондентов.
- Каким образом устроены все живые организмы?
- Почему клетки живые?
- Каким образом устроены клетки?
- Какую роль играет оболочка?
- Каким образом устроена цитоплазма?
- Почему ядро главная часть клетки?
- Почему число клеток в организме увеличивается?
- Как доказать, что организмы состоят из клеток?