Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского

Ноам Хомский предложил теорию, которая стала называться трансформационной грамматикой (или трансформационно-генеративной грамматикой). По мнению Хомского, язык — это не набор единиц языка и их классов, а механизм, создающий правильные фразы. Синтаксис Хомский определял как учение о принципах и способах построения предложений. «Грамматика языка L, — писал он, — представляет собой механизм, порождающий все грамматически правильные последовательности L и не порождающий ни одной грамматически неправиль ной». Так, бессвязный набор слов (58 или 59) запомнить труднее, чем осмысленную грамматически правильную фразу (60).

pie little blue mud make eye girl was

кулич маленький голубой песок делать глаз девочка

(59) The little pie with mud eyes was making a blue girl.
Маленький кулич с песочными глазами делал голубую девочку.

(60) The little girl with blue eyes was making a mud pie.
Маленькая девочка с голубыми глазами делала кулич из пес
ка.

Поток слышимых нами звуков становится осмысленным только тогда, когда мы «знаем» (пусть неосознанно) грамматику данного языка.

По мнению Хомского, система правил существует как способность порождать и понимать бесконечное число предложений. При этом грамматически правильными могут быть и бессмысленные предложения.

Модель Л. С. Выготского.

В отечественной психолингвистике постулируется, что суть процесса производства речевого высказывания заключается в переходе от мысли к слову.

Такое понимание процесса порождения было предложено, в частности, Л. С. Выготским.

5)
Внутренняя речь, по Выготскому, — это «особый внутренний план речевого мышления, посредующий динамическое отношение между мыслью и словом».

Ученый писал, что внутренняя речь обладает следующими свойствами: она лишена фонации, то есть произнесения звуков; она предикативна (опускаются подлежащие, и речь сводится к одним сказуемым); это сокращенная речь — речь без слов.

Модель А. Леонтьева

Критически рассмотрел существовавшие модели производства речи и использовал теоретическую концепцию деятельности как общего понятия и теории речевой деятельности в частности.

Он опирался на идеи Л. С. Выготского и А. Р. Лурии.

Леонтьев утверждает, что процесс производства речи необходимо рассматривать как сложное, поэтапно формируемое речевое действие, входящее составной частью в целостный акт деятельности.




double arrow
Сейчас читают про: