Если бы весной 1966 года вам пришлось пройтись по залитым солнцем улицам Хайт-Эшбери,района Сан-Франциско, известного тем, что там проживала богема, на вас обрушились бы острые ароматы благовоний и калейдоскопический коллаж звуков, пульсирующих в ярко выкрашенных магазинах и викторианских домах, вереницей спускающихся к заливу. В то время новое звучание еще не называлось психоделическим — год спустя термин придумали средства массовой информации и администраторы компаний звукозаписи. К тому времени, когда «мужчины в костюмах» появились в Сан-Франциско, движение уже несколько поблекло, а тогда американские тинейджеры из среднего класса еще наивно искали власть цветов[43] — очередная мода после Monkees, а толпы любопытных туристов, проезжая по Хайт-Эшбери, таращились из окон автобусов на хиппи.
Нет, музыка псих-поп и близко ассоциирующийся с ней кислотный рок были не синонимами, не единым с легкостью распознаваемым звуком, а соединением разнообразных звуков и стилей, созданных очень разными группами, которые как-то спонтанно собрались вместе в течение одного великолепного лета, длиною в год, чтобы обеспечить новому движению молодежи хороший саунд-трек.
|
|
Единым фронтом выступали и фолк-рокеры дневной «поездки» (Byrds, JeffersonAirplaneиQuicksilverMessengerService), и блюзовые группы, которые просто сменили джинсы на сюртуки и клеш (Дженис Джоплин с BigBrotherи HoldingCompany), и эклектичные и бесспорно эксцентричные (Love, CaptainBeefheartandCountryJoeи TheFish), и даже странные, шокирующие общественность авангардисты (что немного несправедливо по отношению к ФрэнкуЗаппе и TheMothersofInvention, тем более что Заппа осудил использование наркотиков, пародируя «SgtРеррег» в кавер-версии «We'reOnlyInItForМопеу» (Мы делаем это лишь ради денег»), и написал самые циничные песни той эпохи, но он отразил наивный сюрреализм того времени лучше, чем кто-либо еще). Возможно, только Джими Хендрикса, TheGratefulDeadи PinkFloydможно квалифицировать как подлинных психоделиков, но они тоже пробрели большее разнообразие, как только эйфория 1966—1967 годов уступила в конце десятилетия место чувствам разочарования и опустошенности.
Группы психоделии и кислотного рока отличал не столько присущий им звук, получивший название звука Сан-Франциско (Сан-Франциско саунд), сколько стиль жизни. Хиппи считали себя миролюбивыми детьми цветов новой Золотой Эры, Эры Водолея, в которой они восстановят райский сад на земле, свободной от влияния разврата, массового, тупого меркантилизма под управлением «людьми в костюмах». В этом наивном, идиллическом новом мире все было бы доступно абсолютно свободно: свободная любовь, пища, наркотики, и все это в сопровождении свободной музыки. Привлеченные музыкой и обещанием свободных наркотиков и свободной любви, несколько миллионов молодых американцев и еще несколько миллионов молодых людей из разных европейских стран собрались летом 1967 года в Сан-Франциско, в парке «Золотых Ворот». Они именовали себя Человеческими Существами. От края до края земного шара молодые люди сплотились для дела Мира и Любви именно тогда, когда Америка наращивала бомбардировки во Вьетнаме, и по всем Соединенным Штатам разгорались расовые конфликты. «Дети-цветы» жгли свои карточки призывников, бросали колледжи, покидали тепло и уют родительских домов, чтобы следовать за пестро одетым дудочником, самозваным пророком Мира доктором Тимоти Лири[44], который наставлял их: «Включайся, настраивайся и отпадай».
|
|
«Включение и настройка» подразумевали: прими кислоты, затем ослабь и убери запреты, а потом приходи в экстаз от музыки, исполняемой группами, которые тоже находятся в равной степени под кайфом и «расширяют свое сознание».