Анализ ситуации и концептуальные основания программы развития

II. 1 Аналитическая справка о современном состоянии детского дома

ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является воспитательно-образовательным учреждением, реализующим программу «Содержание, воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Численность воспитанников на июнь 2013 года составляет 43 человека, из них 41 школьник, 2 дошкольника, В структуре детского дома 4 разновозрастных групп. Воспитанники детского дома дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей.

Психологическая диагностика, педагогические наблюдения позволяют на сегодняшний день представить в обобщенном виде некоторые физические и психологические, личностные характеристики воспитанников:

- неустойчивая учебная мотивация;

- повышенная чувствительность к оценке окружающих;

- нестабильность эмоциональных и поведенческих реакций;

- ослабленное физическое здоровье;

- отсутствие или неустойчивость мотивации к здоровому образу жизни;

- наличие у многих воспитанников черт и качеств личности, не соответствующих требованиям современного общества.

Диагностика интересов воспитанников показала, что они достаточно разноплановы, но можно назвать основные сферы интересов. Это: музыка, театрализованная деятельность, рукоделие, спортивные занятия. Как негативный факт - отсутствие интереса к чтению художественной литературы, слабо выраженный познавательный интерес в области предметов учебного плана: иностранного языка, математики. Педагогический процесс в детском доме осуществляет коллектив педагогов в количестве 25 человек. Педагоги имеют разные уровни квалификации. Педагогический коллектив осознает сложность поставленных задач, его отличает деловитость, работоспособность, гуманность по отношению к детям, интерес к профессиональной деятельности. Являясь единицей воспитательно-образовательного комплекса, детский дом осуществляет педагогический процесс в 5 школах города Котласа. Внеурочное время воспитанников - это посещение ими консультаций, занятий, кружков и факультативов, участие в подготовке и проведении творческих дел. В доме работает кружок «Хозяюшка», вокальная студия, кукольный театр, проводят занятия по музыке, есть швейная мастерская и тренажерный зал. Воспитательный процесс формируется в соответствии с интересами воспитанников, их возможностями и способностями. Воспитанники детского дома стали лауреатами и дипломантами городских, районных и областных конкурсов, успешно занимаются концертной деятельностью. Выстроена система учебно-методической работы: создан и действует методический совет детского дома, работают методические объединения воспитателей, так же в детском доме функционирует совет профилактики для воспитанников, с 2013 года организован попечительский совет. В детском доме имеется официальный сайт и сайт в социальной сети «Контакт» http://vk.com/club45378640, разработан лаготип Котласского детского дома.

В настоящее время установлены связи с другими учреждениями образования и культуры:

- МУ «Молодежный центр» г. Котласа;

- «Центр занятости» г. Котласа;

- Филиал «Молодежной биржи труда г. Архангельска;

- Городское телевиденье г. Котласа;

- Волонтерское движение «Смайл» г. Котласа;

- Котласский дом престарелых и инвалидов;

- образовательными учреждения города: Котласский педагогический колледж, Котласское речное училище.

Так же укомплектован фонд библиотеки, оформлена подписка на методические журналы. Формируется система управления педагогическим процессом в соответствии с принципами централизации в принятии и осуществлении управленческих решений. Целенаправленно и планомерно реализуются функции планирования, организации, руководства и контроля в педагогическом процессе.

Материальная база детского дома

В детском доме создано 4 группы, в каждой из которых есть игровые, спальни (общие, отдельно для мальчиков и девочек), классные комнаты, туалетные помещение, социально - бытовые комнаты. В детском доме имеются: библиотека, швейная мастерская, компьютерный класс, медицинский кабинет, столовая, кухня, прачечная, кладовые для одежды и продуктов, служебные кабинеты для педагогов и администрации, предназначенный для проведения общих мероприятий, костюмерная, музыкальный, тренажёрный залы. Материальная база детского дома включает в себя всю необходимую технику и оборудование для проживания и воспитания детей: телевизоры, холодильники, компьютеры, видеомагнитофоны, фотоаппараты, спортивные тренажёры, велосипеды, музыкальные инструменты. Для формирования экологического воспитания, эстетического вкуса, в целях трудового воспитания участок детского дома оборудован клумбами.
II. 2. Особенности образовательного процесса

На период 2013 года один выпускник детского дома поступает в Санкт – Петербургский технический университет, остальные пять выпускников собираются поступать в техникумы г.Котласа, п. Вычегодска. Одна из главных особенностей педагогической системы учреждений для детей-сирот заключается в том, что у воспитанников не удается в достаточной степени сформировать чувство индивидуальности. Осознание себя как отдельной полноценной личности часто подменяется безличным “мы”, собственная мировоззренческая позиция, ценностные и нравственные идеалы формируются неадекватно. Еще одной проблемой воспитанников детских домов является крайне низкий уровень восприятия социальной поддержки. Остро нуждаясь в любви и внимании, такие дети, тем не менее, не умеют просить и адекватно принимать помощь. Это связано как с объективными причинами (отсутствие необходимой поддержки на определенном этапе их жизни), так и с некоторыми приобретенными личностными характеристиками (отчужденность, замкнутость, неразвитая рефлексия, эмоциональная холодность, косные и неадекватные защитные механизмы, низкий уровень развития коммуникативных процессов и др.).

Еще один недостаток сложившейся на сегодня системы воспитания в сиротских учреждениях мы видим в том, что у детей, живущих в детском доме на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция (“нам должны”, “дайте”), они не испытывают чувство благодарности, принимая помощь государства как должное, у них нет бережного и ответственного отношения к своим и чужим вещам. Кроме того, у многих воспитанников по мере их взросления не формируется четкой профессиональной перспективы, жизненные цели размыты, нет мотивации к их достижению. Таким образом, выше описанные особенности развития воспитанников детского дома можно и необходимо корректировать, используя индивидуальный подход и новые методики социально-бытовой ориентации. Поэтому актуальным, на наш взгляд, является внедрение инновационных технологий, направленных на всестороннее развитие социально активной личности и индивидуально-ориентированное воспитание в условиях детского дома.

Если мы хотим реально помочь нашим детям обрести себя, избавиться от нарушений в нравственной сфере, восстановить гармоничную картину окружающего мира и вырасти полноценными гражданами своей страны, мы, педагоги детского дома, должны не только обеспечить их всем необходимым, не только помочь им усвоить определенный объём знаний, но и мобилизовать весь свой творческий и профессиональный потенциал на нравственно-этическое воспитание детей и формирование их коммуникативной культуры, какой бы трудной ни казалась эта задача в условиях детского дома. С педагогическими коллективами школ установлено тесное взаимосотрудничество для успешной организации работы школьников, усвоения ими учебных программ, создания положительного микроклимата в классах. Воспитательная деятельность в детском доме планируется по следующим основным направлениям: нравственное, эстетическое, трудовое, патриотическое.

II. 3 Социальный заказ и ожидаемые результаты развития детского дома

Социальный заказ мы понимаем как прогнозируемый комплекс общих требований общества к воспитаннику ко времени выпуска его из детского дома как компетентной, социально-интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: