Смену электролита производят в следующем порядке:
а) разрядить аккумуляторную батарею нормальным током в течение 8 ч до 1 В на аккумулятор;
б) вылить старый электролит;
в) промыть аккумуляторы дистиллированной водой;
г) залить аккумуляторы электролитом несколько повышенной плотности (например 1,22 вместо 1,19), так как она снизится из-за разбавления водой; эту операцию необходимо
выполнить сразу же после предыдущей, поскольку аккумуляторы, промытые дистиллированной водой, запрещается, во избежание коррозии, оставлять без электролита;
д) через 2 ч после заливки аккумуляторов электролитом проверить плотность электролита и довести ее до требуемой нормы;
е) произвести усиленный заряд.
6.Заряд и разряд щелочных аккумуляторных батарей.
В зависимости от состояния щелочных аккумуляторных батарей применяют следующие виды заряда:
а) нормальный;
б) усиленный;
в) ускоренный;
г) формовочный.
Заряд аккумуляторных батарей по нормальному (основному) режиму производится током нормального режима в течение 7 часов в соответствии с паспортными данными.
|
|
При нормальном режиме заряда изменять силу зарядного тока запрещается.
Величина зарядного тока нормального режима равна току разряда в течение 4 ч.
Усиленный заряд производится в течение 6ч током нормальной величины, а затем в течение 6 ч током, равным половине нормальной величины.
Усиленный заряд применяют:
а) при введении в эксплуатацию новых или хранившихся в сухом виде аккумуляторных батарей;
б) при проведении контрольно-тренировочных циклов;
в) при смене электролита;
г) в случае разряда аккумуляторных батарей ниже допустимого разрядного напряжения.
Ускоренный заряд допускается в случае крайней необходимости и производится в течение 2,5 часа током вдвое большим нормальной величины, а затем в течение 2 часов током нормальной величины.
Формовочный заряд применяют к новым аккумуляторным батареям, подвергшимся переборке и ремонту.
Порядок выполнения формовочного заряда:
а) заряжают аккумуляторные батареи током нормальной величины в течение 6 ч, а затем в течение 6 ч током, равным половине нормальной величины;
б) разряжают батарею в течение 4 ч разрядным током 8-часового режима;
в) производят нормальный заряд.
Никель-железные аккумуляторные батареи разрешается заряжать током, величина которого меньше нормальной, соответственно увеличивая время заряда. Снижать ток более чем вдвое не разрешается (исключение — буферный режим).
Заряжать аккумуляторные батареи необходимо при открытой крышке батарейного ящика и вывернутых пробках. Во время заряда аккумуляторных батарей необходимо следить:
|
|
а) за постоянством величины зарядного тока;
б) за температурой электролита, не допуская превышения 45 °С для составного электролита, 40 °С для раствора едкого натрия и 30°С для раствора едкого калия.
Замер температуры аккумуляторов выполняется стеклянными ртутными термометрами, опускаемыми в электролит.
После заряда аккумуляторных батареи необходимо протереть насухо крышки и закрыть вентиляционные пробки, покрыть техническим вазелином или залить парафином.
Разряд аккумуляторов разрешается производить до напряжения:
а) 1,1 В - в течение 8 часов и и более длительном режиме;
б) 1,0 В - в течение 5 ч;
в) 0,8 В - в течение 3 ч;
г) 0,5 В - в течение I ч.
7.Контрольно - тренировочный цикл щелочных аккумуляторных батарей.
Если щелочная аккумуляторная батарея длительно не используется (например, батарея аварийного освещения), то она становится «вялой», т. е. при заряде полностью не заряжается, а при разряде не отдает полной емкости.
Для восстановления ее работоспособности необходимо провести контрольно-тренировочный цикл.
Порядок цикла:
а) производят усиленный заряд в течение 6 ч током нормальной величины и в течение 6 ч током, равным половине нормального;
б) производят разряд в течение 8 часов током нормального режима до напряжения 1 В на зажимах каждого аккумулятора;
в) производят заряд в течение 6 часов током нормального зарядного режима;
г) производят разряд в течение 8 часов током нормального режима до 1 В на зажимах каждого аккумулятора.
По данным последнего разряда определяют емкость аккумулятора. В процессе разряда через каждый час измеряют напряжение каждого аккумулятора, а при достижении напряжения 1,1 Вольта то же самое проделывают через каждые 15 мин.
Как только напряжение на каком-либо аккумуляторе достигнет 1 В, его выводят из разряда досрочно.
Для этого прерывают разряд, отсоединяют междуэлементные соединения выводимого элемента и ставят перемычку, после чего продолжают разряд остальных аккумуляторов.
Аккумуляторы, емкость которых на 20% меньше, чем у остальных, подлежат замене исправными.
Емкость определяют по выражению C = Iразр х tразр.
Для проведения контрольно-тренировочного цикла требуется специальное оборудование, позволяющее поддерживать постоянной величину разрядного тока.
При отсутствии такого оборудовании для устранения «вялости» аккумуляторных батарей следует 2 - 3 раза разрядить их до напряжения 1 В на аккумулятор с последующим зарядом.