Условия и особенности формирования белорусской нации. Этническая территория. Национальный и социальный состав населения. Общность хозяйственной жизни. Национальное самосознание

Вторая половина XIX – начало XX в. стали решающим этапом в процессе формирования белорусской нации. К этому времени самоназвание "белорусы" еще не было прочным. Большую роль играли канфессионизмы – если этническая принадлежность определялась от конфессиональной принадлежности (католик – значит «поляк», а православный – это «русский»).

Территория преимущественного расселения белорусов входила в пределы пяти губерний так называемого Северо-западного края – Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской. По переписи 1897 г. население Беларуси в ее современных границах насчитывала 6.387 тыс. человек. 74% населения белорусских губерний считали родным языком белорусский, в том числе 43% дворян считали себя белорусами. Особенностью национального состава жителей Беларуси было то, что белорусы жили преимущественно в сельской местности. Городское население было преимущественно еврейским (государственные законы Российской империи запрещали им селиться в сельской местности и за пределами губерний), а так же русским и польским. Белорусский национальная интеллигенция была малочисленной и не влиятельной.

Становление белорусского языка происходило на рубеже XIX-XX вв. Только в начале XX века с появлением газеты "Наша нива" и расширением возможностей для белорусской печати, началась выработка научной терминологии и формираванне литературного языка ускорилось.

Общность хозяйственной жизни. Ускорение темпов экономического развития, расширение капиталистического предпринимательства, развитие торговли и путей сообщения, интенсивное железнодорожное строительство способствовали созданию на территории Беларуси единого экономического региона, что сыграло основополагающую роль в формировании белорусской нации.

Веками у белорусов, независимо от их государственно-политических отношений с соседними народами складывался свой, отличный от других народов исторический менталитет. Все это вместе взятое явилось основой для возникновения и развития национального самосознания белорусского народа.

Таким образом, во второй половине XIX – начале XX в., вопреки неблагоприятным политико-историческим условиям, сформировались основные признаки белорусской нации.

4. (44) Образование, наука и культура Беларуси во второй половине XIX – начале ХХ в. Начальные школы и среднее образование. Научное изучение этнографии и языка белорусского народа. Белорусская литература. Театр. Живопись.

Во второй половине Х I Х начальных школ было очень мало. Церковно-приходские школы были поставлены под надзор полиции и православной церкви. В начале XX в. в Беларуси происходили заметные изменения. Количество начальных и общеобразовательных школ увеличилось. Увеличилось и количество учащихся в них.

Среднее образование получали в уездных училищах (неполное) или гимназиях, но обучение там было платным и для большинства жителей по этому поводу недоступным. К томуже, в 1887 г. появился указ «О кухарки детях", согласно которому в гимназии недопускались дети прислуги. По этому поводу в Беларуси оставался высокий уровень неграмотности. В начале XX в. расширилась сеть средних специальных учебных заведений. Учительские семинарии работали в Молодечно, Полоцке, Несвиже и Свислочи. В 1912-1914 гг. в Минске, Витебске и Могилеве функционировали учительские институты. Высших учебных заведений в Беларуси не было. Высшее образование молодежь получала в Москве, Петербурге и других городах России.

Во второй половине XIX – начале ХХ в. расширилась научное изучение Беларуси. Были созданы крупные труды по истории белорусского края М. Довнара-Запольском, М. Любавским, А.П. Сапуновым, А. Киркором.

Русская администрация содействовала изданиям научных работ о Беларуси, так как считала, что они поддерживают мысль о "русском" характере края. Тем временем содержание работ указывало, что Беларусь – самостоятельный в этническом плане регион. Основатель белорусской филологии Е. Карский подготовил и частично опубликовал фундаментальную работу в 3-х томах «Белорусы». В работе доказывалась национальная самобытность белорусов как самостоятельного славянского этноса, им была составлена карта расселения белорусов.

Белорусская литература. Родоначальником белорусского культурного возрождение стал Франтишек Богушевич, который одним из первых обосновал самостоятельность белорусского языка. Его сборники стихов "Дудка белорусская» и «Смык белорусский" вышли за пределами Родины – в Кракове и Познани. В предисловиях к сборников поэт отстаивал равенство родного языка с другими европейскими, призвал ценить и сохранять ее. Последователями Ф. Богушевича были Янка Лучина (Иван Неслуховский) и Адам Гуринович.

В начале XX в. ведущее место в культуре белорусского народа заняла литература. В это время проявился талант Я. Купалы, Я. Коласа, М. Горецкого, Э. Пашкевич (Тетки), А. Горуна, З. Бедули и др. Главными идеями и образами литературы были идеи социального и национального освобождения, борьба против самодержавия. Наиболее известными произведениями этого периода являются сборники стихов «Жалейка», «Гусляр», «Дорогой жизни», поэма «Курган» Я. Купалы, сборники стихотворений «Песни печали» и прозы «Родные образы» Я. Коласа, драматическое произведение «Модны шляхтюк» К. Каганца и др.

Тетральная жизнь белорусских городов была связана главным образом с показом произведений русской и мировой классики лучшими труппами России, которые гастролировали по Беларуси. Особенно активизировалась тетральная жизнь Минска после возведения отдельного здания театра в 1890 г. на территории Александровского сквера. С гастролями замечательных исполнителей была связана активизация музыкальной жизни в белорусских губерниях. Высокая музыкальная культура белорусского публики привлекала сюда выдающихся певцов и исполнителей. В начале XX в. в Беларуси получили распространение так называемые «белорусские вечеринки», где выступали хоры, танцевальные группы, декламаторы-чтецы и т.п. Вскоре появилась и «Первая белорусская труппа» под руководством И. Буйницкого, которая в 1910 г. превратилась в профессиональный театр. Труппа гастролировала по Беларуси, выступала в Петербурге и Варшаве. Созданный в Вильно Белорусский музыкально-драматический кружок в 1913 г. осуществил первую постановку «Павлинки» Я. Купалы.

Живопись второй половины XIX века развивается в рамках реализма. Выдающимся белорусским художником этого периода считается К.Э. Альхимович (1840-1916 гг.), работавший в историческом жанре («Похороны Гедимина", "Смерть Глинского в тюрьме"). На это время приходится расцвет деятельности художника Н.Ю. Силивановича (1830-1918 гг.). Он специализировался в бытовом жанре – "Дети во дворе", "В школу", "Солдат с мальчиком" – в этих картинах проявляются социальные симпатии художника. Среди белорусских пейзажистов надо отметить А. Горавского (1833-1900 гг.). Пейзажист стремился писать живописные виды белорусском земли ("Вечер в Минской губернии", "Берег реки Свислочь"), тем самым сделать свое искусство понятным для широких кругов простого населения.

В начале XX в. века в Беларуси работали известные мастера живописи, графики: В. Пэн, Ф. Рушчиц, Я. Кругер и др. Произведения этих художников несли в себе большой социально-политический смысл, реалистично отображая действительность.

Таким образом, культура Беларуси дала высокие образцы литературы и театра, архитектуры и живописи. Произведения белорусских деятелей заняли достойное место в копилке культур славянских народов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: