Идеология совр белорусского г-ва и инновационный потенциал белорусской модели социально-эк развития

1.Идеология – понятие, обозначающее сов-ть взглядов и идей, мифов и преданий, политических лозунгов и программных документов партий, философских концепций и т.д., в кот общ-во или отдельные социальные субъекты (классы, социальные группы, партии и т.д.) осознают и оценивают действительность (прежде всего социальную), ее проблемы и конфликты и выражают свое отношение к ним путем активной деятельности (прежде всего, политической), направленной на сохранение или изм-е данных общественных отношений.

2. Современное белорусское г-во по своему статусу – это транзитивное общ-во, переходящее на позиции развития рыночной эк-ки, демократического правового и соц г-ва, на пути постиндустриального развития. Это молодое г-во, кот, конечно, имеет свои древние традиции гос-венного развития, но кот испытывает трудности в формировании адекватной истор моменту идеологической основы гос-венной жизни. Это оч важный момент в жизни и формировании люб г-ва, т.к. сег именно гос-ву принадлежит главная роль в национальной системе защиты и гарантии всех – гражданских, политических, эк, социальных и культурных прав и свобод Ч. В эт контексте проблема формирования идеологии белорусского г-ва, заявленная как проблема гос-венной значимости, выступает как своевременный и оправданный шаг нашего г-ва.

Сег этот проц во многом имеет ранг «постановки проблемы». В чем видятся трудности проца формирования новой идеологии?

2.1. Прежде всего, необходимо обратить внимание на открытую постановку проблемы поиска идентичной для совр белорусского общ-а идеологии. Естественноистор путь европейских гос-в - формирование наций и нац гос-в в эпоху перехода от традиционного к индустриальному, капиталистическому обществу, в эпоху модернизации. Формирование гос-венной идеологии оказывалось тесно связанным с национальным самоСм, с процом рационализации его стихийных уровней - уровня общ-ной психологии, и формирования его рациональных форм, уровня идеологии и Ф.

Белорусское общ-во не пережило истор этапа модернизации (индустриализации, формирования нац самосознания и т.д.) в рамках собственного нац г-ва, поэт фундамент идеологии - общественная психология (мотивации, установки, переживания и пр., как составные части национально-культурного опыта гос-венности) не успел сформироваться. Естественноистор путь складывания гос-венной идеологии на базе соответствующей общ-ной психологии в силу ряда причин оказался нереализованным.

90-е годы ХХ века — период обретения Беларусью гос-венного суверенитета, национально-культурного возрождения, становления гражданского общ-а. Эти процы оказались взаимозависимы в своем разв. В этих условиях формирование гос-венной идеологии как регулируемый «сверху» проц отвечает истор необходимости «дотягивания» общ-ной психологии и нац самосознания до уровня, кот бы обеспечил интеграцию гражданского общ-а и г-ва на национально-культурной почве.

2.2. Существуют большие трудности с определением идеологических приоритетов и консолидирующих общ-во идей.

Сложность формирования гос-венной идеологии в РБ состоит в том, что сложнейший проц рационализации общественных настроений, обычно развертывающийся в истор перспективе, должен быть многократно «сжат» во времени и фактически сведен к технологии селекции, выбора, рациональной отработки, популяризации тех или иных ценностных установок силами существующей в обществе интеллектуальной элиты и политического истеблишмента. Была сформулирована весьма позитивная установка на фундирование гос-венной идеологии, с одн стор, ценностями и интересами т.н. открытого общ-а, с др, - национальными и гос-венными приоритетами.

2.3. Специф момента состоит в том, что западное, т.н. открытое общ-во, исповедующее либеральные ценности, демократическую политику, многоукладную эк-ку, само находится в поиске нов мировоззренческих структур и отношений к миру, что показали ХХ и ХХ1 Всемирный философский конгресс (1998 г. в США и 2003 г. в Стамбуле). На ХХ конгрессе, в соответствии с его темой «Пайдейя: Ф в воспитании человечества» была подчеркнута необходимость рационального поиска путей общечел сущ-е и воспитания человечества, особенно молодежи, в духе: толерантности,взаимоуважения,диалога культур и терпимости по отношению др. к др., открытой коммуникации, веры в рациональное начало, плюрализма мнений, не силовой стр-гии решения конфликтов и преодоления кризисов.

Эти мировоззренческие приоритеты, в соединении с ценностями демократии, правового г-ва и гражданского общ-а, уважения прав и свобод личности, повышения качества жизни, создания усл-й для развития и самореализации каждого Ч, стабильного мира, экологизма, культа знания и интеллекта и др. составляют ценностную базу постиндустриальной, в идеале – гуманистической по характеру – Ц.

С др стор – в основе гос-венной идеологии должны лежать фундаментальные приоритеты совр белорусского общ-а, а также исторически сформировавшиеся мировоззренческие ценности и традиции. В качестве таких приоритетов предлагаются: национальная безопасность; эк приоритеты, направленные на создание динамично развивающейся, рыночной социально- ориентированной эк-ки; приоритеты в соц сфере – принцы соц справедливости, обеспечение усл-й для свободного развития личности, приоритеты соц защиты; сохранение интеллектуального и дух потенциала страны.

Сег приоритетными для белорусов становятся такие национальные ценности, как патриотизм, родн язык, собственная история, национальные традиции, обычаи, национальный менталитет, кот в частной, этнической форме преломляют общечеловеческие идеалы добра, правды, справедливости. Белорусы веками нарабатывали уникальный опыт совместной жизни и неконфликтного сосущ-е людей разл национальностей и вероисповеданий. Этот опыт в целом созвучен осн задаче постиндустриальной Ц – задаче сохранения прир, дух и культурного богатства, социальных завоеваний человечества. «Охранительный» истор опыт белорусов имеет в эт смысле большой потенциал. Укрепление этого опыта – важнейшая задача.

Т.о., синтез национально-культурных ценностей с общечеловеческими гуманистическими культурными и социальными завоеваниями как западного, так и восточного общ-а – это путь, кот поможет, с одн стор, избежать национальной замкнутости, угрозы нац шовинизма. С др – это гарантия интеграции белорусского общ-а в объединяющееся мировое сообщ-во.

2.4. Идеологическая доктрина белорусского г-ва, учитывает истор традиции белорусского народа, его менталитет и базовые ценности и, разумеется, особенности идентификации. Эта ст-ра массового нац сознания, кот составляет ядро массовой психологии народа и фундирует усилия по созданию идеологии и превращению ее в практически действующие ориентации. Практическая задача г-ва и общ-а сег - завершения проца становления белорусской национальной культуры и обретения устойчивости национально-культурной самоидентификации.

Национальная и культурная самоидентификация опирается на особенности нац характера, а также систему ценностей народа. Национальный характер является выражением особенностей истор, социально-эк, политического развития народа, а также естественно-природных, географических усл-й. Он проявл в поведении людей, их нравах, обычаях, привычках, вкусах, традициях, культуре в целом. В национальном характере люб народа главное место занимает система ценностей. Ценности — это социокультурные предпочтения людей по отношению к разл объектам и явлениям мат-го и дух свойства.

Характер гос-венной идеологии во многом определен выбором социально-экономической модели развития РБ. В свою оч-дь, гос-венная идеология задает теоретическое видение этой модели. Можно выделить ряд ее концептуальных положений.

1) построение сильного и эффективного г-ва;

Проведенные в 2003 г. социологические исследования показали, что на вопр, вокруг какой идеи могло бы сплотиться белорусское общ-во, 43% выбрали из предложенных 9 позиций идею сильного белорусского г-ва.

Эта страт заявлена в Конституции: РБ – унитарное демократическое социальное правовое г-во. В этой краткой характеристике «свернуты» осн инновации истор выбора белорусского г-ва.

Особенность нашего выбора - в акцентировании соц характера г-ва, что подтверждается в официальном закреплении такого важного гос-венного приоритета, как защита социальных прав граждан. Важно подчеркнуть единство и различие моделей правового и соц г-ва, кот характеризуют современные развитые г-ва.

Г-во избрало особый путь перехода к рыночной эк-ке – плавное, постепенное вхождение в рынок при гос-венном контроле за ценами, смягчении социальных издержек взамен «шоковой» модели резкой либерализации эк-ки. Причем в проце реформирования эк-ки роль гос-венного регулирования и управления эк-кой не снижается, а во многих отношениях возрастает. Этот путь более длительный, что порождает свои издержки, но и более социально ориентированный.

2) обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования;

3) реализация белорусской модели развития ориентирована на то, чтобы в республике осуществлялась не массовая, обвальная приватизация, а просчитанная, сп-бная сформировать эффективно действующего собственника.

Это важные проблемы для стран, переходящих от преимущественно гос-венных форм собственности к многоукладной эк-ке. Много нерешенных проблем: отстает агропромышленный комплекс, медленные темпы и небольшие масштабы развития предпринимательства; чиновничья коррупция; высокие гос-венные поборы в виде налогов (в РБ в 1,5 раза выше российских) и др.

4) сильная социальная политика;

5) многовекторность внешнеэкономической политики;

6) интеграция с Россией и странами СНГ;

Проведенный в 2003 г. республиканский социологический опрос показал, что 36% граждан выступают за независимость РБ; 29% - за равноправный союз с Россией с формированием наднац органов; 5% - за вхождение в РФ; 28% - за интеграцию по типу Евросоюза.

2.5. Понятие «социальное г-во» в широкое научное и политическое обращение в белорусском обществе вводится в сер. 90-х г.г. ХХ века. Социальное г-во обладает рядом существенных признаков, кот отличают его от правового г-ва (г-ва как конституционно-правового института). Применительно к г-вам, уже создавшим условия для цивилизованного сущ-е всех членов общ-а, понятия «правовое г-во» и «социальное г-во» тождественны. Для тех стран, в кот политические элиты предпринимают попытку перескочить через этап раннего либерализма в разв общ-а (к ним относится РБ), социальное г-во и конституционно-правовое г-во - несовпадающие состояния.

В мир науке, политической и соц практике к настоящему времени уже сложились и стали общепризнанными осн характеристики соц г-ва. Важнейшая среди них – юридическое и фактическое право каждого Ч на достойный уровень жизни. Это означает, что социальное г-во не только декларирует и юридически закрепляет право каждого Ч на прожиточный минимум (что обязательно для правового г-ва), но и реально обеспечивает его. Кроме того, существенная хар-ка соц г-ва – социальное равенство. Утверждению соц равенства сп-бствовало и правовое г-во, провозглашая равенство всех граждан перед законом. Социальное равенство – это равенство социальных возможностей, коти располагает каждый Ч для проявления своих природных сп-бностей и реализации своего творческого потенциала. Еще один существенный признак соц г-ва – постоянное повышение благосостояния людей как низших, так и высших слоев умножающего общественное богатство общ-а. Разумеется, это возможно только на основе успешного эк развития общ-а, на основе развития социально ориентированной рыночной эк-ки.

Из существующих уже в мир практике моделей соц г-ва – либеральной, консервативной и социал-демократической – РБ в большей степени склоняется к модели социал-демократического соц г-ва (типа Дании, Норвегии, Швеции). Эта модель предпол, что деятельность соц г-ва должна быть направлена на ликвидацию нищеты, стимулирование эк роста, создание усл-й для реализации творческого потенциала индивида, поощрение альтруизма в обществе, соблюдение принцов соц равенства, свободы и соц интеграции.

3. Может ли наше г-во, на современно этапе взять на себя столь высокие обязательства, имеет ли оно для решения задачи по созданию соц г-ва необходимые ресурсы? Аналитики утверждают, что Беларусь располагает достаточными ресурсами, чтобы в кратчайший истор срок совершить социально-эк «рывок».

Во-первых, это ее удачное географическое расположение – между странами СНГ и Европой, Балтийским морем и Черноморским регионом. Беларусь – важное звено не только в системе европейско-российской безопасности, и один из самых перспективных регионов для развития и процветания в Восточной Европе.

Во-вторых, укреплению позиций РБ сп-бствует также и внутренняя административно-территориальная ст-ра – радиальная экономико-географическая конфигурация со столицей в центре; равномерное расположение важн-х промышленных центров, хорошее качество коммуникаций.

Далее – оч важный, с точки зрения современных политологов и социологов ресурс – т.н. соц капитал: достаточно квалифицированный трудовой потенциал, традиции трудолюбия, исполнительности, законопослушности, толерантности. Населения, по сравнению с соседями, имеет оч высокий процент высокообразованных и квалифицированных работников. Напр., среди занятого населения имеют высшее, среднее и базовое образование - 98 %, среди них – 20% - высшее, 30% - среднее профессиональное. Такого трудового потенциала достаточно для развертывания наукоемких и трудоемких отраслей производства вместо энерго- и металлоемких, для орг-и широкой сферы сервиса и обслуживания.– важнейший соц капитал РБ.

Кроме того, РБ встала на путь формирования нов демократических гос-венно-правовых институтов.

РБ имеет полезные ископаемые, хорошие лесные, водные, земельные ресурсы, умеренно-континентальный климат.

Все эти ресурсы позволяют прогнозировать хорошую перспективу социально-эк, политического и дух развития нашей страны. Задача – в умелом и рачительном распоряжении этими ресурсами.

По всем направлениям наблюдаются как достижения, так и наличие проблем. Достижения этой модели:

- не дала сформироваться в Беларуси олигархическим кланам за счет недобросовестного присвоения общественного достояния;

- не допустила криминал к власти (по оценкам экспертов, РБ – в шестерке наименее коррумпированных стран мира);

- не привела к массовой безработице и обнищанию людей;

- не привела к разрыву традиционных эк связей с партнерами и развалу реального сектора эк-ки.

Среди факторов, кот мешают реализации модели демократического соц правового г-ва, можно выделить как важнейшие:

- социально-эк, политический, нравственный и духовный кризис, начало кот положили процы перестройки (модернизации) и развал Советского Союза. По данным Глобального отчета о человеческом разв за 2001 год, Беларусь по ИЧР (индекс чел развития) заняла 53 место среди 162 гос-в, т.е. передвинулась из группы высокоразвитых в группу стран со средним уровнем развития чел потенциала;

- недостатки административно-командной политики, проводимой правящей политической

- элитой. Эксперты отмечают, что среди факторов, определяющих динамичное развитие люб общ-а, ведущая роль принадлежит фактору гос-венного и хозяйственного управления. Наша система регулирования и управления пока находится в стадии становления, но уже сейчас можно отметить ее огромный бюрократический ап-т: в РБ на 10000 Ч приходилось 68 бюрократов, в России в 2,4 раза меньше по данным на 1999 г.

- внешняя самоизоляция РБ, повлекшая прекращение инвестиций в эк-ку, тормозящая проц перевооружения промышленности и др отраслей эк-ки;

- распад СССР и разрыв эк связей с бывшими республиками Союза, жесткая привязка белорусской эк-ки к российской;

- невысокая политическая культура населения, отсутствие устойчивых демократических традиций в правовом и политическом сознании и поведении всех политических и правовых субъектов - от индивидов до г-ва и гос-венных институтов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: