Конфликт и коллизия в драматическом произведении

Коллизия – нарушение (равновесия), ведущее к конфликту. (источник конфликта)

Драматическая коллизия – это ситуация, предшествующая драматическому конфликту; нарушение равновесия.
Возникновение коллизии всегда требует от героя принятия индивидуальных решений, совершения определённых поступков. Коллизией являются такие изменения гармонического состояния, которое должно быть устранено. Коллизия содержит начало и предпосылки действия.

Сам термин введён в эстетику Гегелем, как синонимичный термин конфликта.

Коллизия подразумевает исторический масштаб, глобальность, универсальность изображаемых противоречий, или определяет противоречия, скорее как момент внутренней структуры, как способ, чем как предмет художественного отображения.

Конфликт – является движущей силой драматического произведения, основным средством раскрытия характера, проявления драматических противоречий. Конфликт возникает после совершения героем определённого поступка.

Драматический конфликт – есть противоборство волевых усилий героя, которые стремятся к поставленным целям, вступают в борьбу с другими персонажами и объективными обстоятельствами.

3 типа конфликта:
1) герой – герой (Отелло и Яго). Автор и зритель сочувствуют одной из сторон конфликта, одному из героев и вместе с ним переживают обстоятельства борьбы с противоположной стороны.
2) герой – среды (Катерина «Гроза»). В этом случае автор и зритель находятся как бы в третей позиции, наблюдают и героя, и среду. Следят за перипетиями этой борьбы, не обязательно присоединяясь к той или иной стороне.
3) герой – зрительный зал. На таком конфликте обычно строятся произведения сатирические.

Конфликт – это момент истины для сюжета, обнаружение цели действия, способ решения проблемы. Все способы сюжетосложения – попытка добиться сюжета в конфликте.





СХП как жанровая форма зрелищного искусства

Одной из новых форм СХ работы, развивающейся на базе культурно-спортивных комплексов, стадионов и др. спортивных сооружений являются массовые СХП.
Высокая идейность, оптимизм, жизнеутверждающая позиция, и, вместе с тем масштабность, красочность, образность решения темы и идеи придают яркую эмоциональную окраску такого рода праздникам, позволяют наиболее полно выразить атмосферу всенародного торжества, продемонстрировать единство и сплочённость народа. Являясь синтезом спорта и искусства, СХП по своей выразительности и воздействию на участников имеют свою специфику по роли в культуре, в отличии от массовых театрализованных постановок.
Своё начало СХП берут в 776г. до н.э., т.к. в число публичных зрелищ вводятся Олимпийские игры, Афинские состязания, римские гладиаторские бои, германские бахвальства и поединки.
Массовое зрелище на стадионе предполагает не только спортивное состязание, а также эстрадно-концертные и обрядовые представления.
Используя выразительные средства спорта и искусства, вводя в действие реальных героев и опираясь на конкретные события, факты, документы, СХП способны более тонко и глубоко решать тематические задачи действия, рассказывая об истории и каком-то значительном событии.
Так в 1930-е гг., на стадионах, городских площадях, больших городских парках стали проводиться физкультурные праздники. Создаваемые по специальным сценариям, организованные в чётко-выстроенные зрелища, праздники эти были в известной мере театрализованы.
Массовые СХ представления - относительно молодой жанр зрелищного искусства, который окончательно сложился в конце 70-х начале 80-х гг. При огромной роли его творческого начала, его организационная и финансовая сторона оказывают существенное влияние на успешность всего мероприятия.
Массовые СХПиП на стадионе имеют важную особенность: режиссёрам и постановщикам каждый раз приходиться придумывать что-то новое, оригинальное, способное поразить зрителей. Именно на спортивных праздниках зритель становится непосредственным участником, является активной частью мероприятия, заражает остальных зрителей своим энтузиазмом и активностью.
Новое драматургическое решение привело к изменению структурного решения композиции. Вместо отдельного гимнастического выступления, основной структурной единицей композиции становится эпизод.
Эпизод – понятие более гибкое и ёмкое. В нём первична творческая сторона, а не организационная.
Особенно в больших мероприятиях в действие дополнительно вводится фонирующая группа.
Цели фонирующей группы:
- выполнять роль фона
- укрупнять действие
- использоваться для создания яркого, масштабного образа действия
- становиться средством монтажа, пластически связывающим один эпизод с другим в единое законченное действие.
Также используется композиционно-постановочный план – документ, который решает поставленные задачи, помимо плана сценария. Является схематическим решением формы представления.
Масса в руках режиссёра должна иметь определённое лицо.
В зависимости от замысла он может изменять её форму, перестраивая участников из одного рисунка в другой, меняя темп и ритм движений, внезапной трансформацией костюмов.
Главным выразительным средством является монтаж. Умение выстроить, смонтировать действие чрезвычайно специфично для массового СХП. Каждый эпизод, каждый номер, развивающий действие, обычно создаётся заново, является постановочным, т.к. в искусстве и спорте очень трудно найти готовые номера, отвечающие требованиям такой масштабной сценической площадки, как стадион.

 





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: