Закономерности менеджмента

четыре закономерности менеджмента:

1. Единство системы управления производством означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды.

Поддержание единства системы управления имеет большое зна­чение для совершенствования управления.

2. Пропорциональность производства и управления необходима не только в народном хозяйстве в целом, но и на предприятии и в объе­динении для рационального развития основного и вспомогательного производств, как одно из условий высокой производительности труда. Пропорциональность важна и внутри основного производ­ства, для его цехов и участков (в частности» мощности цехов).

Если плохо организованы производство и управление, процесс управления сводится к ликвидации имеющихся диспропорций, ко­торые через некоторое время возникают вновь то в одном -то в дру­гом месте. Это приводит к росту аппарата, занятого главным обра­зом оперативным управлением, регулированием производства в ущерб разработке перспективных вопросов.

Пропорциональность необходима не только в организации производства, но и в организация труда: профессий, квалификации ра­ботников внутри профессиональных групп и т. д.

Пропорциональность как закономерность управления относит­ся не только к управлению, но и к управляющей системе. Ее следует учитывать при формировании и совершенствовании этой системы. Каждая служба управления по объему и техническому вооружению должна быть способна решать свои функциональные задачи, с тем чтобы управляющая система в целом могла четко организовать ра­боту управляемой системы.

Можно сделать вывод, что пропорциональность должна быть положена в основу функционирования всего хозяйственного орга­низма как системы.

3. Централизация и децентрализация управления. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления означа­ет необходимость распределения задач, функций и полномочий.

Следует помнить, что сумма прав в управлении — величина дос­таточно постоянная: сколько прибавилось полномочий на местах, столько убавилось у центра.

Централизованное управление представляет собой такое пост­роение системы и такую организацию функционирования, при которых существует непрерывная, постоянно действующая и достаточно устойчивая подчиненность каждого звена субъекту управле­ния. Оно выражается в требовании обязательной согласованности управленческих решений, содержание которых определяется еди­ными целями развития системы.

Централизованное управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности каждого элемента системы. Полная централизация управления в социально-экономической системе в принципе невозможна. Определенная самостоятельность составля­ющих ее элементов обусловливается различными обстоятельствами их функционирования, всю совокупность которых невозможно учесть централизованно.

В системе управления каждое звено имеет свои условия функци­онирования, специфические интересы. Учитывать их можно лишь посредством предоставления права самостоятельного решения тех или иных проблем, то есть некоторой децентрализации.

Уровень централизации управления меняется в процессе разви­тия производства, и такое изменение объективно обнаруживает тенденцию — закономерность управления. Согласно этой законо­мерности нельзя считать вообще плохим или хорошим как высоко­централизованное, так и децентрализованное управление. Для каж­дого этапа развития производства должен быть свой, оптимальный уровень централизации.

Данная закономерность находит отражение в порядке распреде­ления актов управления по иерархии системы управления и в изме­нении вариантов этого распределения по мере развития производ­ства, его качественного реформирования. В формальном отноше­нии это прежде всего распределение полномочий по вертикали сис­темы и делегирование их в процессе управления,

4. Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем. Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы управляемой. Изменение соотносительнос­ти субъекта и объекта управления происходит под воздействием различных факторов. Важнейшими из них являются организацион­ные и экономические. Они проявляются в увеличении стоимости управления. Эта тенденция имеет объективную основу. Она отра­жает процессы повышения технического уровня управления на базе использования дорогостоящей электронно-вычислительной тех­ники и других технических средств. Стоимость управления повы­шается также за счет новых требований, предъявляемых современ­ным производством. Требования эти определяются организационными и социальными условиями. Если сравнительно недавно управление могло осуществляться кадрами с высшим общетехническим образованием, то сегодня необходимы кадры со специальной подготовкой. Управление стало профессией, и этой профессии не­обходимо обучать, что, естественно, требует дополнительных затрат.

Рост стоимости управления обусловлен и новыми задачами, стоящими перед ним. Их решение требует подчас расширения состава Специалистов. Например, на многих предприятиях работают специалисты по организации управления, социологи, психологи, программисты и электронщики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: