Определение языка как «системы общественно выработанных средств» осуществления речевой деятельности. Процессуальный подход к изучению системы языка

Язык - (он определил как) это исторически сложившаяся система знаков для осуществления деятельности общения. (а речь как процесс передачи сведений с помощью языка). Язык имеет социальную природу. Это не деятельность, а готовый продукт, пассивно используемый говорящим. Важнейшее отличие - статичность языка.

Процессуальный подход пытается описать скрытый языковой процесс в системе речевой деятельности. Данный подход свойственен психолингвистике. В нем выделяют три взаимосвязанных составляющих: языковая способность, языковой процесс, языковые произведения.

Языковой процесс - это реализация языковой способности, т.е. осуществление языковых операций: лексических, морфологических, фонетических, фонематических и т.д.

Языковые произведения – это речевой материал, текст, связное высказывание.

Под способностями подразумевается индивидуально-психологические качества, отличающие одного человека от другого и обеспечивающие успешность выполнения деятельности.

Языковая способность представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющейся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Дети не механически выучивают язык, а развертывают языковую способность. Современные исследователи подтверждают, что творческий характер языковой способности проявляется в способности говорящих строить и понимать не слышанные ранее предложения.

Языковая способность имеет трехкомпонентную структуру: синтаксический, семантический и фонологический компоненты.

Языковая способность может иметь интенсивный и экстенсивный пути развития. Кроме того, условия воспитания у детей могут быть одинаковы, но будет отличаться тактика овладения языком.

«Референциальные» дети проявляют более высокий уровень лексического развития, увлечены развешиванием ярлыков на различные объекты (что это?).

«Экспрессивные» дети скорее осваивают синтаксис и морфологию, стремятся использовать язык для регуляции собственной деятельности и установления контактов.

В более старшем возрасте у тех и других детей возникают неосознанные языковые обобщения, что характеризует развитие «чувства языка».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: