Структурно-классификационный подход к изучению языка. Языковые единицы

Структурно-классификационный подход к анализу языка. Структурно- классификационный подход рассматривает конечные продукты речевой деятельности, = языковые единицы.

«Структура» – совокупность связей и отношений, организующих элементы в составе целого.

Традиционной является точка зрения, в соответствии с которой в структуре языковой системы выделяют следующие уровни и единицы этих уровней:

1) фонетико-фонологический (единицы – фонемы и аллофоны);

2) морфологический (единицы – морфемы);

3) лексико-семантический (единицы – лексемы -слова);

4) синтаксический (единицы – словосочетания и предложения).

Основным понятием языковой системы является понятие языковых единиц.

Единицы языка – это его постоянные элементы, каждый из которых выполняет свою определенную функцию и имеет свое особое назначение. Выготским Л.С. языковые единицы были определены как «уже неразложимые далее единицы, которые обладают всеми свойствами целого».

По своему назначению языковые единицы бывают разных типов:

1. Строевые (фонемы, морфемы);

2. Номинативные (слова, словосочетания);

3. Коммуникативные (предложения).

Таким образом, в этом подходе изучаются языковые единицы: Фонема, Морфема, Лексема, Предложение, Текст.

Фонема обладает смыслоразличительной ролью, которая наиболее ярко проявляется в односложных словах-паронимах: лук – сук – сок и т.д.

Главная функция фонемы заключается в следующем: правильное произношение звука на внешней фазе реализации речевой деятельности, обеспечивает адекватную передачу смысла, причем сама по себе фонема не является ни семантической, ни смыслообразующей единицей.

Исходя из этого, основной задачей логопедической работы является развитие навыков правильного продуцирования фонем, что в конечном итоге способствует полноценной реализации коммуникативных функций речи.

Морфема- это сочетание звуков, обладающие так называемым грамматическим значением (префиксы; суффиксы; флексии; аффиксы (корень)).

Функции морфем в языке:

1. При их помощи осуществляются процессы словоизменения;

2. При их помощи осуществляются процессы словообразования;

3. При их помощи оформляются связи слов в словосочетаниях;

4. Определенным сочетанием морфем создается основное лексическое значение слова (дом – домик - домище).

Слово – это основная и универсальная единица языка. Это устойчивый звукокомплекс, обладающий значением и «фиксированным» сочетанием морфем.

С позиции языкознания слова имеет 3 функции:

1. Слово это лексема, обладающая значением

2. Слово - грамматическая единица

Слово относится к определенному грамматическому разряду, классу. Относясь к грамматическому классу, каждое слово имеет набор грамматических категорий. СУЩ. – категория рода, числа, падежа. Этой каждой категории (падеж, число) соответствует своя словоформа.

3. Слово выступает как языковая единица в качестве строительного материала синтаксиса. Подлежащее, сказуемое, определение и т.д.

Предложение - как и слово, универсальная основная единица языка.

Если слово является универсальным средством отображения в сознании человека предметов окружающей действительности, то предложение - это основное средство отображения мысли. Кроме того, предложение является основной речевой единицей реализацией речевой деятельности.

Текст – это макроединица языка. Это сочетание нескольких предложений в относительно развернутом виде, раскрывающее текст или иную тему.

С помощью текста предмет речи отображается в речевой деятельности в наиболее полном и законченном виде.

В глобальной речевой коммуникации в человеческом обществе текст как макроединица играет определяющую роль - именно текст служит основным средством «фиксации» информации и передачи от одного говорящего к другому. Не звук, не слово, не предложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: