Методы исследования понимания логико-грамматических конструкций:
понимания афлективных конструкций. предлаг-ся показ 2 послед-но называемых предмета
+ опыт на поним-е простых флексивных конструкций
(больному, перед кот расп 3 предмета, послед-но предлаг 3 варианта конструкций, оперирующ теми же словами, но вкл-ными в различ логико-грамматич отнош-я)
П-я сравнительных конструкций.
П-я инвертированных речевых конструкций.
П-я пространственных грамматических конструкций.
п-я временных грамматических конструкций.
-инструкция, вкл-я слова, пост-ные с пом флексий Т п в спец отнош-я (Покаж ключом карандаш, Покаж карандаш гребешком)
+ проба на поним-е конструкций атрибутивного Р п:
- даётся рис, изобр-й жен и дев и предлаг-ся показ, где изобр мама дочки или дочка мамы
- сказать, что означ брат отцв или отец брата и т д + на поним-е предложных конструкций:
- предлаг поставить крест под кругом, круг под крестом и т д
- опред, какая фра верна: весна быв п-д летом или лето быв п-д весной
|
|
- поставить крест справа от круга, но слева от трёуг + на поним-е сравнит-ных конструкций:
- предлаг фры типа: Ваня выше Пети и вопр Кто выше?
- что верно: муха > слона или слон > мухи
- 2 бумажки рази оттенков; предлаг указ, какая > тёмн
- проба Берта: Оля светлее Кати, но темнее Сони: кто светлее? + на поним-е инвертир-ных грамматич структ:
-Петю ударил Ваня: кто пострадал?
Этапы:
+ подготовит-ный (0-1г):
- крик (0-2 мес): крик - ведущая вокализация, кричит при дискомфорте, рефлекторная реакция; фонематич анализ выд-т звуки, подобные а, к, к, х
- гукание (2-4 мес): «агу» - когда испыт комфорт, в момент общения со взрос, 1 из показателей комплекса оживления; универс стадия.
- гуление (воркование) (4-6 мес): гласноподобных звуков, кот реб-к тянет; в сост-и комфорта; важная стадия для разв-я просодической стороны речи, фонетич сис-мы, кот необх для фонематич сис-мы.
- лепет (6-8-10 мес): регулярно появ-ся набор звуков; лепечут даже глухие (сниж); звуки типа е, я, д, б, п, т; продолж разв-е просодич стор и фонетич сис-мы.
- понимание сис-мы (8-10 мес): 8 мес - переломи момент; реб-к нач прислуш-ся к речи и понимать
- 1-х слов (автономной речи) (10-18 мес): яв-ся психологич новообраз-ем младенч возраста; слова не совсем похожи на полноценные слова (слоги, ляба вместо баба), м вкл в себя смысл предлож-я; носят хар-р указательных жестов (указ на то, в чём он нужд-ся); с пом 1-х слов реб-к нач упр-ть взрослым; в норме в 1 г - 8-15 слов, 1,5 лет - 150; стадия яв-ся переходной в реч разв-и реб-ка, т к она подг становление акт-ной речи.
+ преддошк (1-3 гг):
- появ-е 1-х предлож-й, сост-их из аморфных слов-корней
- рост актного словаря - поле форм-е грамматич кат-й
- этап физиологич аграмматизма
+ дошк (3-7 лет):
- реб-к нач польз-ся всеми частями речи
- поАно форм-ся Н словообраз-я
- форм-ся > дифф-ное употреб-е слов в соотв с их знач-ями
- акт-ное стан-е фонетич стары речи
+ шкТ (7-17 лет):
- совершенств связной речи - сознат-е усв-е грамматич правил
- полностью овлад звук анализом и синтезом
- форм-ся письм речь.