Теория восприятия речи

Восприятие речи - процесс извлечения смысла, находящегося за внеш формой реч высказ-я.

Смысл воспр-е речи - ВПФ, в осне кот леж воспр-е акустич или зрительной модальности и обязательное участие логич мыш-я.

Физиологич воспр-е речи представ слож ф-ной сис-мой, кот опир-ся на динамичную послед-ть звеньев разных ур-ней ЦНС. Имеют ур-невый хар-р. В них отраж-ся и послед-ть обраб-ки реч сигналов, и уровневый хар-р построения реч сообщ-я и поним-я.

Воспр-е нач-ся с расчленения реч потока слушающим на отдельн звуки, слова, предлож-я или абзацы.

Звуки восприним-ся челом в непрерыв ходе, их узнавание связ с реч опытом и сохранностью фонематич слуха. В реч опыте реб-к усваивает главн смыслоразличит-ные признаки фонем. Слово восприним-ся и усн-ся благод фонемного состава. чел различ слова по смыслу => признаки фонем (дочка-точка).

Теории воспр-я речи раскр-т роль различ психофизиологич мех-мов, обеспеч её поним-е:

+ акустич: показ роль в речи слух анализатора:

- кажд сигмент воспр-ой речи отожд-ся с соотв акустич образом сигнала в пам.

- образ е, происх узн-е и поним-е

+ моторная (артикуляторн): раскр роль речедвиг-го (речевая кинестезия) анализатора

- вероятностного прогнозир-я (анализ ч-з синтез):

- при воспр-и речи выдвиг-ся гипотезы о смысле сообщ-я задолго до оконч-я его трансляции (прогноз)

- гипотеза совп со смыслом, наступ его адекватн поним-е; нет - выдвиг-ся повт, пока не совп.

- мех-м прогноза вкл в себя жизн опыт, У логич мыслить, эмоцную тонкость и интуицию.

Эксперимент Выготского с калькой

Вюрцбургская шка - 1 шка Пгов, кот сдел мысли предметом спец исслед-я: Кюльпе, Ах, Атсссер, Бюллер и др.

Методика исслед-я природы мысли заключ в след: испыт-му дав задача опис ход своих мыслей при реш-и предлож зачи. Став вопры:

- яв-ся мысль чувственным образом или нет;

- вкл-т мысль реч эл-ты или нет и т. д.

Педагоги Вюрпбургской шкы предлаг испыт-мым слож интеллектуальн зачи. испыт-му читают сложи фра и предлаг-сь опред, прав она или нет и каково ее осн содерж-е, описав те процы, кот возник у него при воспр-и эт фры. Предп, что том узн, в чем им сост проц выд-я осн смысла фры, проц поним-я той мысли, кот в эт фре выр-на. Т к испыт-ми у представ-лей эт шкы б высококвалифицир-е и добросовестн люди — профы и доценты-Пги, они предп, что результы буд достаточ достоверн.

Результы исслед-й: акт появ-я мысли м не содерж ни чувственн образов, ни слов. У испыт-мых, восприним предлож фры, вовсе не возник какие-либо чувственн образы, a они и появ, то скорее отвлекали их от мысли. Oto б показ, что поним-е смысла необязат-но треб какой-то словесн формулир-ки, что и привело к -ой хар-ке акта мысли как акта, кот не нос ни образного, ни словесн хар-ра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: