Основные этапы речевого развития ребёнка (по А.А. Леонтьеву)

А.А. Леонтьева периоды речевого развития:

1-й — подготовительный (с момента рождения — до года); Крик — первая голосовая реакция ребенка. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. В 7—8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дядя, де-да и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. В 9—10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми.

В 8,5-9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями.

2-й — преддошколъный (от года до 3 лет); расширяется объем лепетных слов, повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны. После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей. Факторы:

а) механизм подражания словам окружающих;

б) сложная система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи;

в) благоприятные условия, в которых воспитывается.

к 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции.в 2,5—3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы {иди — идет — идем — не иду; кукла — кукле — куклу).

3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);

характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.

В 5-6 лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения.

активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости.

к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

4-й — школьный (от 7 до 17 лет). Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: