Обобщённая модель порождения речевого высказывания. Основные операции и звенья процесса

сходной чертой большинства моделей зарубежных авторов является то, что они рассматривают порождение высказывания исходя из текста, а не из всего акта речи.

Общим является то, что в них выделяется три стадии переходящие друг в друга: а) мысль; б) грамматика слов; в) звучащая речь.

Главной отличительной особенностью отечественных моделей порождения является признание существования «дограмматического» этапа в речепроизводстве, иными словами мотивации, побуждения.

А.А. Леонтьевым была разработана психологически и лингвистически обобщенная модель порождения речевого высказывания:

1) системы мотивов (внеречевые факторы, образующие мотивацию речевого действия);

2) речевой (коммуникативной) интенции;

3) внутренней программы речевого действия;

4) реализации внутренней программы, которая предполагает два относительно независимых процесса:

- семантическую реализацию,

- грамматическую реализацию;

5) акустико-артикуляционной и моторной реализации программы;

6) звукового осуществления высказывания.

И.А. Зимняя выделяет следующие фазы порождения речевого высказывания: побудительно-мотивационная, аналитико-синтетическая и исполнительская. Выделеются три уровня порождения высказывания: а) мотивационно-побуждающий; б) формирующий; в) реализующий.

Проблемы порождения фразы в психологии. Анализ различных теорий.

Марковская (стохастическая) модель - появление каждого нового элемента, речевой цепи зависит от факта и от вероятности появления предшествующих элементов. По определению Ч. Осгуда, использовавшего марковскую модель для интерпретации психолингвистического порождении фразы, «предложения порождаются слово за слоном по принципу условных вероятностей, связывающих слова в зависимости от прошлого опыта»

В психолингвистической модели, положенной в основу соответствующих разделов вдохновленной Осгудом коллективной монографии «Психолингвистика», эти два аспекта соответствуют различным типам структуры потока речи — «статистической структуре» и «лингвистической структуре».

Вторая модель - порождающая модель, предложенная Н. Хомским и интерпретированная для психолингвистических целей Дж. Миллером. (можно определить как трансформационную): слагается из четырех компонентов: а) семантические единицы, б) классы единиц (эквивалент частей речи), в) правила порождения ядерного предложенияи г) правила трансформации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: