Значение и смысл в психолингвистике

Выготский развёл «знач-е» и «смысл».

Знач-е - объективно сложивш-ся в проце ист-и сис-ма связей, кот стоят за словом; яв-ся объективн отраж-ем сис-мы связей и отнош-й; сис-ма обобщ-й, объективн связей, стоящая за словом (5-е квазиизмер-е) - кат-я яза.

Усваивая значения слов, мы усваиваем общечеловеческий опыт, отражая объективный мир с различной полнотой и глубиной.

Смысл - инд-ное знач-е слова, выд-ное из эт объективн сис-мы связей; оно сост из тех связей, кот им отнош-е к данн М и к данн ситуации; привнес-е субъективн аспектов знач-я соотв данн М и ситуации; инд-ное знач-е слова, приминительно к конкрет ситуации - кат-я речи.

То, 1о и то же слово им знач-е, кот объективн слож в ист-и и кот потенциальн сохр-ся у разн людей, отражая вещи с различ полнотой и глубиной. Но кажд слово им ещё и смысл, под кот-м мы им в виду выд-е из эт знач-я слова тех стор, кот связ с данн ситуацией и аффективн отнош-ем субъекта. Взрос культ-ный чел располаг 2 аспектами слова. Он тв 3 устоявш знач-е слова и вместе с тем м кажд раз выбирать нужн сис-му связей из данн знач-я в соотв-и с данн ситуацией.

Все теории порожд-я речи обяз откр-ю Выготским внутр речи, личностных смыслов высказ-я, и теории умств деят-ти Гальперина. Все учёные согласны с тем, что проц порожд-я речи повт собой интелл-й акт, т е результом яв-ся мысль - продукт реш-я реч мыслит зачи.

Этапы умств действия:

- намер-е, ориентир-ка в усл-ях

- выбор плана и ср-в реш-я

- реализ-я плана

- слич-е результа с первонач зачей

Обобщ модель порожд-я речи соотв принципиальн структе интелл акта:

- мотив высказ-я

- замысел

- реализ-я замысла

- контроль за результом реализ-и.

Все этапы эт процесса сопряжены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: