Методы исследования понятий (по А.Р. Лурия)

+ Метод опред-я пон-я: реб-ка прос опред-ть знач-е слова:

- сам прост

- даёт возм-ть опред, какие им ф-мы ораж-я скр-ся за словом и как сис-мой Пч операций осущ-ся опред-е знач-я слова на кажд этапе разв-я и в кажд ф-ме отклон-я от нормы

+ метод сравн-я и различения: испытуемому наз-ют 2 слова, обознач-х те или иные предметы (или наглядн изобр-е), и прос сказать, что общ м-у ними. Слож-ть сост в прав подборе слов (предметов), подлеж сравн-ю. Кат-и приёмов:

- даются 2 слова, явно относ-ся к 1 кат-и (лев и тигр)

- объекты, у кот общее найти трудно и кот отлич-ся др от др (карандаш и пишущ машинка)

- опыты на сравн-е и различ-е объектов в усл-ях конфликта (наз-ся объекты, у кот разл-я выр-ны >, чем чходство, и кот скорее м соотнести их практич сопостав-я, анализа конкретн ситуации, чем отнес-я их к 1й отвлечённ кат-и) (всадник и лошадь).

+ класс-и. Варианты:

-4-й лишний:

~ испыт-му даётся 3 объекта, одинак по ф-ме и по принадлеж-ти к опред кат-ии; 4-й отлич и по ф-ме, и по цвету, и по данн кат-и

~ даются объекты, кот относ-ся к 1-й и той же кат-ии, но различ-ся по внеш виду, а 4-й лишний м б сходен с 1м из 3-х

~ даётся 3 объекта, кот относ-ся к 1-й кат-и и кот м обознач 1м словом, а 4-й - предмет, кот относ-ся к др кат-и, но участв в общ ситуации с ост

-опыт со свободн класс-ей: испыт-му даётся большой ряд реальных предметов или карточек из лото и предлаг-ся сгр-ть эти объекты в опред гры так, чтобы кажд гру м б назв-ть 1-м словом, обознач 1м пон-ем. После эт ему предлаг-ся обознач кажд гру и объяс, почему он разлож им так. -> предлаг-ся укрупнить гры и назвать их опред словами и объяс.

- возм не тольк опис те смысловые связи, кот стоят за словом, но и детальн изуч Пч процы, кот скр-ся за словом на послед-ных этапах разв-я, и ту «стратегию» Пч деят-ти, в результе кот происх форм-е пон-я.

- п-д испыт-м расклад-ся ряд геометрич фиг, кот им разн ф-му, цвет, V и размер (напр, краен маленьк и плоек треуг, зел мал и плоек треуг, краен мал и плоек квадр, жел мал куб и мал цилиндр, боль крас треуг, боль зел треуг, а такж объемн фиги, как пирамида краен или зел цвета, куб краен, зел или син цвета и т. д.) Все эт фиги обознач-ся опред-ми ис-ст-ными словами, и испыт-мый, кот брал 1 из фиг, м увид на его (ран скрытой) внутр сторе напис ис-ст-ное слово («рас», «мор», «пак» и т. д.), кот обознач нов, ранее не сущ-е в опыте пон-е, вкл-е коибинацию из неск-ких признаков

- в наче опыта исп-мым детям сообщ, что у папуасов кажд слово им знач-е, и они д опред, что им означ кажд слово, подобрав неск-ко предметов.

- труд-ть: искусств словами обознач-я не прост, а комплексные признаки.

- позв детально изуч проц форм-я пон-й

Строение языка как особой знаковой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: