Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем

Учение о гетерохронности разработал А. П. Анохин. Им было установлено, что созревание разных систем происходит неравномерно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребностей организма, обеспечивая наилучшее приспособление в различные периоды онтогенеза.
В первые годы жизни ребенка преимущественно увеличивается масса головного и спинного мозга, что нельзя считать случайным: идет интенсивное формирование функциональных систем организма. Через нервную систему осуществляется связь организма с внешней средой. В противоположность этому лимфатическая ткань в первые годы жизни не развивается, ее рост и формирование происходят в возрасте 10 – 12 лет. Лишь после 12 лет идут интенсивное развитие половых органов и становление детородной функции.
Способность организма ребенка к конкретным видам деятельности, его устойчивость к разнообразным факторам окружающей среды определяются уровнем созревания соответствующих функциональных систем. Так, ассоциативные отделы коры головного мозга, обеспечивающие его интегральную функцию и готовность к обучению в школе, созревают постепенно в ходе индивидуального развития ребенка к 6 – 7 годам. В связи с этим форсированное обучение детей в раннем возрасте может отразиться на их последующем развитии.
Система, обеспечивающая транспортировку кислорода к тканям, развивается также постепенно и достигает зрелости лишь к 16 – 17 годам. Следовательно, только в подростковом возрасте по достижении зрелости сердечно-сосудистой и дыхательной систем допускаются длительное выполнение больших физических нагрузок и развитие выносливости
Знание этой закономерности помогает педагогам правильно строить свою работу. Так, в период формирования речедвигательной функции ребенку необ­ходимо речевое общение, для развития моторики - двигательная активность.

Учитывая очередность развития той или иной функциональной системы в онтогенезе, необходимо обеспечить такую же последовательность и при вос­питании ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: