Международные организации как субъекты МЧП

Международные организации - это межгосударственные (или межправительственные) организации, которые создаются на основе международных договоров и участниками которых являются государства или правительства соответствующих государств. Некоторые из таких организаций являются универсальными, например, ООН и ее специализированные учреждения (ЮНЕСКО, МАГАТЭ и пр.), ВТО и т.п., другие - региональными (СНГ, Европейский союз и т.п.).

Межгосударственные (межправительственные) организации необходимо отличать, с одной стороны, от международных неправительственных организаций (их участниками являются индивиды и юридические лица из различных государств, и их деятельность, как правило, носит некоммерческий характер), а с другой - от транснациональных корпораций, международных хозяйственных объединений, которые хотя и учреждаются на основании международного договора, но действуют исключительно в целях извлечения прибыли.

Есть мнение, что юридические лица, имеющие международный характер, не имеют национальности. Согласно другой точке зрения национальность таких юридических лиц определяется законодательством государства, где имело место их "официальное оформление". Некоторые рассматривают такие организации не как юридические лица национального права, а как юридические лица "особого рода". Наконец, имеется точка зрения, что "конструкция "международных юридических лиц" не вписывается в качестве дополнительной категории в понятийный ряд: международного частного права, а именно: "национальное юридическое лицо" - "иностранное юридическое лицо", и в любом случае должно включаться либо в одну, либо в другую группу".

Часто в учредительных документах международных организаций содержится норма о том, что организация является юридическим лицом. В частности, в уставах большинства межправительственных организаций системы ООН закреплено правило о том, что соответствующие организации являются "юридическими лицами" и имеют право заключать договоры, приобретать имущество, возбуждать судебные дела.

Правоспособность международной организации как самостоятельного юридического лица на территории принимающего государства будет практически определяться уставом организации и дополнительными соглашениями с государством, на территории которого находится центральное учреждение (штаб-квартира) организации.

Существует точка зрения, согласно которой возникновение гражданской правосубъектности международной организации не может ставиться в зависимость от факта регистрации устава или внесения организации в реестр юридических лиц. Правоспособность международной организации также не может определяться конкретным национальным правопорядком исходя лишь из того, что организация зарегистрирована в данном государстве. Международная организация на территории всех государств-участников обладает такой гражданской правоспособностью, которая необходима для достижения целей ее деятельности. Поэтому из факта места регистрации организации или внесения ее в реестр нельзя выводить признаки ее гражданской правосубъектности.

Основы гражданской правосубъектности организации заложены в ее уставе, конкретизируются в дополнительных соглашениях, а также во внутренних правилах самой международной организации в силу того, что к ним отсылает устав и дополнительное соглашение.

Международные межгосударственные организации заключают внешнеэкономические сделки, как правило, для реализации своих уставных целей. Например, Международный Банк Реконструкции и Развития в соответствии со своим Уставом правомочен предоставлять гарантии и займы промышленным и коммерческим предприятиям, расположенным на территории государств-членов (ст. 3).

Заключение международными организациями внешнеэкономических сделок регулируется сложным комплексом правовых норм:

· применяются положения устава организации. В частности, в уставах большинства межправительственных организаций системы ООН закреплено правило о том, что соответствующие организации являются "юридическими лицами" (например, разд. 2 ст. 7 Устава МБРР) и имеют право заключать договоры, приобретать имущество, возбуждать судебные дела. В связи с этим международные организации принято характеризовать как международные юридические лица;

· применяются дополнительные соглашения организации с государством пребывания;

· применяются внутренние правила самой организации, которые будут иметь приоритет перед законодательством государства пребывания.

Тема №8. Внешнеэкономические сделки

- Понятие внешнеэкономической сделки

- Коллизионно-правовое регулирование внешнеэкономических сделок

- Материально-правовое регулирование внешнеэкономических сделок

- Международные обычаи и обыкновения как регуляторы внешнеэкономических сделок

Литература:

1. Канашевский В.А. Внешнеэкономические сделки: материально-правовое и коллизионное регулирование. - М.: Волтерс Клувер, 2008.

2. Гаврилов В.В. Международное частное право — 4-е изд., перераб. - М.: Норма, 2009. - 368 с.

3. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: учебник. - Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: Эсмо, 2009. - 704 с.

4. Богуславский М.М. Международное частное право. Элементарный курс. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юрист, 2007. - 317 с.

5. Международное частное право: учебник, отв. Ред. Г.К. Дмитриева. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 688 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: