Публично-правовое регулирование внешнеэкономических сделок

Следует отметить, что на содержание экспортно-импортных сделок большое влияние оказывает публичное право.

Вот основной круг источников, которые регулируют правоотношения, касающиеся внешнеэкономической сделки, а точнее, ее исполнения:

1) ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. №164-ФЗ

2) ФЗ «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 г. №183-ФЗ

3) ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. №173-ФЗ

4) Инструкция Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» от 4 июня 2012 г. № 138-И

5) ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ

6) Таможенный кодекс Таможенного Союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17)

Согласно ст. 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. №164-ФЗ, внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Внешняя торговля товарами – это экспорт или импорт товаров (то есть вывоз или ввоз товаров без обязательств обратного ввоза или вывоза товаров).

Также в законе определены основные направления государственной политики в области внешнеторговой деятельности, определены методы государственного регулирования, такие как: таможенно-тарифное регулирование, количественные ограничения экспорта и импорта, лицензирование в сфере внешней торговли товарами, наблюдение за экспортом или импортом, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры, предотгрузочная инспекция и другие меры.

ФЗ «Об экспортном контроле» дает определение внешнеэкономической деятельности – это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). Согласно ст. 1 ФЗ экспортныйконтроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов. То есть данной нормой установлена сфера действия закона.

Методами осуществления экспортного контроля являются:

1) идентификация контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), утвержденные Указами Президента РФ;

2) разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;

3) таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

4) организация и проведение проверок соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных законодательством.

Исполнение внешнеэкономической сделки, безусловно, будет включать в себя такой этап, как оплата товаров, работ, услуг. Расчеты между сторонами сделки в иностранной валюте осуществляются в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и контроле. Органами валютного регулирования являются Центральный Банк РФ и Правительство РФ.

С точки зрения валютного регулирования стороны внешнеэкономической деятельности являются резидентами либо нерезиденами (см. ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Согласно ст. 6 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.

Ст. 20 ФЗ устанавливает требование о составлении паспорта сделки, предусматривающей расчеты между резидентами. При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:

1) номер и дата оформления паспорта сделки;

2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;

3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);

4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;

5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.

Паспорт сделки используется органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом. Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Согласно Инструкции Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» от 4 июня 2012 г. № 138-И, резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы:

1) справку о валютных операциях;

2) документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

Согласно п. 6.1. Инструкции резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки (уполномоченный банк – это банк, имеющий лицензию на совершение валютных операций). Для оформления ПС резидент представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы и информацию:

1) один экземпляр формы ПС;

2) контракт (кредитный договор), исполнение обязательств по которому требует оформления ПС;

3) иные документы и информацию, которые содержат сведения, указанные резидентом в заполненной форме ПС.

Уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформляет по нему ПС либо отказывает в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления резидентом документов и информации.

Таким образом, паспорт сделки – это документ, содержащий сведения, необходимые для осуществления учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

Таможенные органы также осуществляют валютный контроль. Согласно п. 1 ст. 167 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенный орган, проводящий таможенную проверку, вправе запрашивать у банков, располагающих документами и сведениями, касающимися деятельности проверяемых организаций (индивидуальных предпринимателей), по предмету проверки заверенные копии контрактов (договоров), заверенные копии паспорта сделок, ведомости банковского контроля, справки о подтверждающих документах, заверенные копии карточки с образцами подписей и оттисками печатей, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), в том числе содержащие банковскую тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.

Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено ФЗ, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

За неисполнение указанных выше обязанностей частями 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках или не возвращенных в Российскую Федерацию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: