Правовое положение иностранных юридических лиц

После того, как какое-либо юридическое лицо определено как иностранное, возникает вопрос: в какой мере оно может быть допущено к хозяйственной деятельности на территории соответствующего государства и какими правами и обязанностями оно может обладать? Ответ на этот вопрос следует искать в национальном праве той страны, где иностранная компания осуществляет свою деятельностью. То есть, хотя правоспособность иностранного юридического лица изначально определяется законодательством страны его национальности, возможный объем ее проявления на территории другого государства зависит в первую очередь от внутреннего права последнего. Нормы о правовом положении иностранных юридических лиц могут быть также закреплены в международных договорах.

В законодательстве Российской Федерации нет общих правовых норм относительно признания и допуска иностранных юридических лиц к хозяйственной деятельности. Вместе с тем, соответствующие правила есть в отдельных нормативных правовых актах.

Согласно ст. 10 ФЗ от 08.12.2003 г. №164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” указано, что любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральным законом и другими федеральными законами. Никакого специального разрешения для такой деятельности закон не требует.

В большинстве стран мира признание иностранного юридического лица в качестве субъекта права и допуск его к осуществлению предполагаемой хозяйственной деятельности происходит без издания какого-либо акта со стороны соответствующего государства. В то же время во Франции, например, для того, чтобы юридическое лицо имело право осуществлять на территории этой страны какие-либо действия, ему необходимо открыть здесь свое агентство или филиал, а в Германии для признания иностранного юридического лица правоспособным требуется издание специального административного акта.

Иностранные юридические и физические лица имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на территории России как путем создания юридических лиц и открытия своих филиалов, так и путем совершения иных действий, не запрещенных действующим законодательством. В первом случае могут создаваться юридические лица, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также юридические лица, организуемые совместно с юридическими лицами и гражданами Российской Федерации. Учредители вправе самостоятельно решать, в рамках какой организационно-правовой формы будет организовано предприятие. Все юридические лица с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством России.

Согласно ст. 12 ФЗ от 08.08.2001 г. №129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Выписка из реестра страны происхождения иностранного юридического лица должна быть надлежащим образом переведена на русский язык и легализована. Перевод подлежит нотариальному удостоверению. Легализация осуществляется путем заверения консульским учреждением России в соответствующем государстве или в соответствующем структурном подразделении МИД России. РФ является участницей Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (05 октября 1961 г.). В соответствии с этой Конвенцией, легализация документа осуществляется путем проставления на документе апостиля (соответствующей надписи). Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен соответствовать образцу, приложенному к настоящей Конвенции. Однако он может быть составлен на официальном языке выдающего его органа. Имеющиеся в нем пункты могут быть также изложены на втором языке. Заголовок "Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)" должен быть дан на французском языке.

Для осуществления деятельности иностранным юридическим лицом через представительство или филиал необходимо получить специальное разрешение (аккредитацию).

Согласно ст. 21 ФЗ от 09.07.1999 г. №160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации, а прекращает предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня лишения его аккредитации. Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица - головной организации.

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.1999 № 1419 "О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц" аккредитацию осуществляет Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ.

Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Головная организация представляет в федеральный орган исполнительной власти положение о филиале иностранного юридического лица и другие документы, перечень и требования к содержанию которых утверждаются Правительством Российской Федерации.

В положении о филиале иностранного юридического лица должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории Российской Федерации и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится головной организацией на основе внутренних цен или мировых цен. Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации. Величина стоимостной оценки вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица должна быть указана в положении о филиале иностранного юридического лица.

На территории России иностранные юридические лица вправе осуществлять любую не запрещенную законом деятельность, в том числе приобретать земельные участки, недвижимое имущество, разрабатывать недра, осуществлять добычу полезных ископаемых и т.п. Вместе с тем, законодательством Российской Федерации устанавливаются ограничения правоспособности иностранных юридических лиц. Например, ФЗ от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» в целях обеспечения такой безопасности установлены изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение или совершения ими сделок, влекущих за собой установление контроля над такими хозяйственными обществами.

Что касается представительств иностранных юридических лиц, то порядок их создания на территории Российской Федерации регулируется Постановление Совмина СССР от 30.11.1989 № 1074 (ред. от 11.07.1991) «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций». Создание представительств кредитных организаций регулируется Приказом Банка России от 07.10.1997 № 02-437 «О порядке открытия и деятельности в Российской Федерации Представительств иностранных кредитных организаций».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: