IV. Качественная заливка

Прежде чем рассмотреть вопросы подготовки качественного, "быстрого" льда, остановимся на общем понятии о скольжении конькобежца по ледяной поверхности.

Квалифицированный конькобежец стометровую дорожку проходит за 10 - 12 "шагов".

Отчего же лед такой скользкий? В то мгновенье, когда конек, оставляя позади тонкий серебристый лед, скользит по льду, между ледяной поверхностью и стальным лезвием образуется тонкая пленка воды. Она тоньше папиросной бумаги, почти невидима невооруженным взглядом, но без нее не было бы скольжения. Так же как масло, которым смазывают трущиеся части станка, облегчает его работу, эта тонкая пленка помогает конькобежцу скользить.

Каким образом в морозный день могла появиться под коньком вода? Много лет назад английский физик Рейнольдс, создавая свою теорию скольжения, обьяснил это явление таким образом: конек давит на лед, от этого температура таяния льда понижается и появляется прослойка воды, вызывающая скольжение.

Советская наука создала более обоснованную теорию скольжения. Вкратце она сводится к тому, что тепло, необходимое для возникновения на льду водяной пленки, порождается той самой силой, которую конькобежец стремится преодолеть, - силой трения.

Трение и лед! Казалось бы, это не совместимо: ведь лед обычно бывает гладким. Однако, каким бы зеркальным и гладким лед ни был, на его поверхности всегда имеются небольшие бугорки и впадины. Если пластинку льда рассмотреть под микроскопом, она покажется гигантским айсбергом, с глубокими оврагами и котлованами. Шероховатость льда и служит причиной трения.

В то самое мгновение, когда лезвие конька скользит по льду, механическая энергия трения преобразуется в тепловую энергию. При этом тепло возникает в точках соприкосновения конька со льдом мгновенно и в достаточном количестве для того, чтобы лед слегка подтаял и образовалась водяная смазка, которая и помогает спортсмену достигнуть высоких скоростей.

Мастер конькобежного спорта, выходя на лед, придирчиво проверяет его качество. Каток накануне был полит горячей водой, лед тщательно, до зеркального блеска, отполирован специальными машинами. И все же его нельзя назвать идеально скользким.

Стоит отколоть кусочек льда, растопить его и сделать химический анализ воды, обнаружатся микроскопические крупинки солей. Эти "соли жесткости и сьедают скорость.

Какой бы чистой ни казалась вода для заливки катка, в ней почти всегда содержатся частицы примеси. При замерзании они выходят на верх и мешают скольжению.

Однако причина плохого скольжения заключается не только в воде, которой заливают лед. Если не ухаживать за ним, можно вскоре без всякого микроскопа заметить частицы сажи и пыли, принесенные ветром и осевшие на поверхность льда. Лишь чуть-чуть потускнело зеркало катка, а конькобежец уже чувствует, что ему приходится тратить все больше усилий, чтобы поддерживать высокую скорость.

Лед, как известно, - тело кристалическое. Молекулы в нем расположены в строго определенном порядке. В таком же порядке они находятся в тонкой водяной пленке, образующейся под лезвием конька.

Но вот наступила оттепель. Порядок расположения молекул в толстом слое льда нарушился, трение возрастает, а скольжение, естейственно, ухудшается.

Плохо скользят коньки и при сильном морозе. В этом случае тепла, получаемого в результате трения конька о лед, недостаточно, чтобы появилась водяная пленка. Возникает сухое трение металла об лед, которое иногда в 10 - 13 раз больше, чем трение при небольшом морозе.

Зная эту теорию скольжения и применяя свои знания на практике, мастер по подготовке льда помогает конькобежцам показывать высшую скорость на беговой дорожке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: