Зависимость коэффициента трения от критерия Рейнольдса

Уравнение того же вида, что и уравнение (7-5), может быть использовано для определения потерь напора на трение также при турбулентном движении жидкости. Однако выражение для коэффициента трения в данном случае не может быть выведено теоретически из-за сложности структуры турбулентного потока и невозможности решения для него уравнений Навье–Стокса. Поэтому расчетные уравнения для определения при турбулентном движении получают обобщением результатов экспериментов методом теории подобия.

Представим обобщенное уравнение в степенной форме:

В результате обобщения опытных данных, полученных при движении жидкостей в трубопроводах с гладкими стенками в пределах , найдены следующие числовые значения коэффициента А и показателей степеней: .

Следовательно, расчетное уравнение принимает вид

При подстановке в это уравнение выражения (с учетом того, что ) получим

или после элементарных преобразований

8-6

Сопоставление уравнения (8-5) с уравнением (8-7) показывает, что при турбулентном движении в гладких трубах коэффициент трения выражается обобщенной зависимостью

8-7

Таким образом, если при ламинарном движении потеря напора на трение пропорциональна скорости жидкости в первой степени [см. уравнение (8-2)], то при турбулентном движении эта потеря напора в большей мере зависит от скорости – потерянный напор пропорционален .

Рис. 8-1. Зависимость , от критерия Re

1 – гладкие и шероховатые трубы; 2 – гладкие трубы (медь, латунь, свинец, стекло); 3 – шероховатые трубы (сталь, чугун).

При турбулентном потоке коэффициент трения в общем случае зависит не только от характера движения жидкости (значения Re), но и от шероховатости стенок труб. Из рис. 8-1 видно, что при турбулентном режиме значения , для негладких труб выше, чем следует из уравнения (8-7). На рисунке показано, что в небольшой области вблизи критического значения Re режим движения является неустойчивым и величину надежно определить нельзя.

Шероховатость труб может быть количественно оценена некоторой усредненной величиной абсолютной шероховатости , представляющей собой среднюю высоту выступов шероховатости на внутренней поверхности труб. По опытным данным, для новых стальных труб ; для бывших в эксплуатации, но не сильно подвергнутых действию коррозии стальных труб , для старых загрязненных стальных и чугунных труб и т. д.

Влияние шероховатости на величину , определяется соотношением между средней высотой выступов шероховатости и толщиной вязкого подслоя , движение жидкости в котором можно считать практически ламинарным. В некоторой начальной области турбулентного движения, когда толщина вязкого подслоя больше высоты выступов шероховатости (), жидкость плавно обтекает эти выступы и влиянием шероховатости на величину , можно пренебречь. В указанной области турбулентного движения трубы можно рассматривать как гидравлически гладкие и вычислять по уравнению (8-7).

При возрастании Re величина уменьшается. Когда она становится сравнимой с абсолютной шероховатостью () и меньше ее (), вязкий подслой уже не покрывает выступов шероховатости. В таких условиях коэффициент трения все больше начинает зависеть от шероховатости. При этом величина , а следовательно, и потеря напора на трение возрастают под действием сил инерции, возникающих вследствие дополнительного вихреобразования вокруг выступов шероховатости.

Таким образом, с увеличением критерия Рейнольдса зона гладкого трения, в которой зависит лишь от Re, переходит сначала в зону смешанного трения, когда на величину влияют и Re и шероховатость, а затем в автомодельную (по отношению к Re) зону, когда величина , практически перестает зависеть от критерия Рейнольдса и определяется лишь шероховатостью стенок труб (8-2).

Автомодельную область называют также областью квадратичного закона сопротивления при отсутствии влияния Re (т.е. скорости) на величину , сопротивление трения становится пропорциональным квадрату скорости.

Re

Рис. 8-2. Зависимость от критерия Re при различных относительных шероховатостях.

Критические значения , при которых шероховатость начинает влиять на коэффициент трения, а также критические значения , при которых становится функцией только шероховатости трубы (см. пунктир на рис. 8-2), зависят от относительной шероховатости , выражаемой отношением абсолютной шероховатости к диаметру d трубы:

8-8

и ориентировочно определяют по уравнениям:

8-9
8-9а

При расчете коэффициента трения для всех областей (зон) турбулентного движения применимо общее уравнение

8-10

Для области гладкого трения расчет производят по уравнению (8-7) или по уравнению (8-10), из которого исключено первое слагаемое в квадратных скобках. Этот член отражает влияние шероховатости и является для данной зоны пренебрежимо малой величиной. Соответственно

8-10

Для автомодельной области, когда перестает зависеть от Re, в уравнении (810) можно пренебречь вторым слагаемым в квадратных скобках, и оно принимает вид

8-11

В случае движения газов по трубопроводам большой протяженности при расчете необходимо учитывать изменения плотности газа из-за уменьшения давления (в результате потери напора) по длине трубы. Если движение газа при этом сопровождается значительным изменением температуры по длине трубопровода, то нужно учитывать изменение плотности газа и вследствие изменения температуры.

Приведенные расчетные уравнения получены для изотермических условий течения жидкости. При нагревании или охлаждении движущейся жидкости через стенки трубы в результате изменения температуры меняется и вязкость жидкости по сечению трубы. Это вызывает некоторое изменение профиля скоростей по данному сечению и, соответственно, изменение величины . Особенно существенно влияние теплообмена на величину при ламинарном режиме течения, когда поперечное перемешивание жидкости отсутствует и градиент температуры по поперечному сечению трубы в основной массе жидкости значительно выше, чем в турбулентном потоке.

Поэтому, если средняя температура потока значительно отличается от температуры стенки трубы, во все рассмотренные выше уравнения для расчета [исключая уравнение (8-11) для автомодельной области, где не зависит от Re] следует вводить поправочные множители, которые находят по специальным формулам, приводимым в справочной литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: