Трущиеся детали в зависимости от их назначения изготовляют из конструкционных, фрикционных, износостойких и антифрикционных материалов широкой номенклатуры. Во многих случаях материалы наносят в виде покрытия, пленок или накладок на остов из основного конструкционного материала. Иногда при специфических требованиях к электропроводности (скользящие контакты, ламели коллекторов электродвигателей), стойкости к воздействию химически агрессивных сред (газов, в том числе горячих; рабочих жидкостей в системах питания двигателей и ракет; кислот и щелочей) трущиеся детали изготовляют из сталей и других сплавов специального назначения, окислов металлов, металлокерамических и неметаллических материалов.
Из конструкционных сталей изготовляют детали, которые должны удовлетворять условиям высокой прочности, жесткости или податливости и иметь на тех или иных участках поверхности трения. Это детали типа валов, пальцев, болтов шарниров, зубчатых колес и т. д. Из стали, а также из чугуна изготовляют силовые цилиндры, поршни, плунжеры и поршневые кольца. Чугун широко распространен как материал для станин, столов кареток, ползунов, направляющие которых подвержены трению; область применения его расширяется.
|
|
Фрикционные материалы — это материалы, которые в контакте с металлической поверхностью имеют высокий коэффициент трения. Применяются в тормозах и фрикционных муфтах валов, разделяются на органические (дерево, кожа, пробка, войлок), металлические (чугун, стали У6, У7, марганцовистая сталь и др.), асбестокаучуковые, пластмассовые (текстолит, асботек-столит, фибра), металлокерамические на медной и железной основах. Подробные сведения о фрикционных материалах и проблеме фрикционности приведены в работах [18, 28].
Износостойкими называют материалы, которые при трении даже в тяжелых условиях нагружения сравнительно мало изнашиваются. К элементам конструкций, материал которых должен иметь высокую износостойкость, относятся плунжерные пары, зубья ковшей экскаваторов и погрузчиков, зубки врубовых машин и угольных комбайнов, лемехи плугов и рабочие органы большинства технологических машин (скребки, цепи, рештаки, штампы и др.)- В качестве износостойких материалов используют конструкционные стали, упрочненные по всему объему или по рабочим поверхностям деталей, специальные стали, чугуны, порошковые материалы, резину, пластмассы и др.
Из всех пар трения подшипники скольжения вызывали в свое время наибольшую трудность в обеспечении их длительной нормальной работы в силу высоких удельных нагрузок при сравнительно больших скоростях скольжения. Для таких подшипников были разработаны сплавы с малым коэффициентом трения, получившие название антифрикционных (разумеется, при работе в паре со стальным валом). В дальнейшем любой подшипниковый материал (как металлический, так и неметаллический) с твердостью меньшей твердости сопряженной детали, стали называть антифрикционным.
|
|
Понятие «антифрикционность» включает комплекс свойств, которым должен удовлетворять подшипниковый материал: достаточную статическую и динамическую прочность при повышенных температурах; способность образовывать прочный граничный слой смазочного материала и быстро восстанавливать его в местах, где он разрушен; низкий коэффициент трения при несовершенной смазке; отсутствие заедания на валу в случае перерыва в подаче смазочного материала; высокие теплопроводность, теплоемкость, прирабатываемость; хорошую износостойкость сопряжения; недефицитность и высокую технологичность. Сведения об антифрикционных материалах указаны в источниках [4, 7, 45].
Подшипниковых материалов, удовлетворяющих всем этим требованиям, нет. Так, прочность оловянных баббитов резко снижается с повышением температуры, что ограничивает их применение в тяжелых условиях работы; прирабатываемость ряда антифрикционных бронз неудовлетворительна; неметаллические антифрикционные материалы имеют низкую теплопроводность. Каждый из подшипниковых материалов антифрикционен при определенных режимах трения. Об антифрикционности какого-либо материала судят по его коэффициенту трения с сопряженной деталью при граничной смазке или другом режиме трения при прочих равных условиях, по объему повреждений поверхностей трения, по температуре этих поверхностей и вероятности заедания или налипания материала и т. д.
Все пары трения, как правило, должны обладать антифрик-ционностью, под которой следует понимать комплекс свойств, которым должно удовлетворять сочетание трех тел: материалов пары трения и применяемого смазочного материала. Последний является таким же конструктивным фактором, как и материал детали. Заметим, что износостойкость является требованием, общим для всех материалов, в том числе и фрикционных, за исключением приработочных покрытий.
Подходя к антифрикционности с общих позиций, в парах трения трудно отделить антифрикционные материалы от износостойких. Пара поршневое кольцо — цилиндр должна быть износостойкой, иметь малый коэффициент трения и хорошо прирабатываться, а кольцо должно еще иметь высокую упругость. При подборе материала кольца по показателю высокой износостойкости пары всегда неявно имеют в виду и антифрикционность.
При подборе материалов для многих пар трения с точки зрения их антифрикционных свойств имеется возможность большого числа сочетаний материалов в отличие от пары трения вал — подшипник, где возможность варьирования материала вала ограничена.