Изготовление модели

Моделист Конструктор выпуск октябрь №10 1998

ЧЕРТЕЖИ

НАЧИНАЮЩИХ

ВАГОНКА ЛИПА

Резиномоторка начинающих

Модель разработана в отделе авиамоделирования Детского центра технического творчества Москвы и предназначена для изготовления в конце первого года обучения кружковцами 10-12-летнего возраста. Простота конструкции, применение недефицитных материалов позволяют построить ее и в домашних условиях. В отличие от обычной "схематики" она оснащена стойками шасси. Это позволяет производить взлет с земли, а имитация пилотской кабины придает модели более "самолетный" вид. Для ее запуска вполне достаточно площадки школьного стадиона, что очень существенно в городских условиях.

Изготовление модели

Из фанеры толщиной 1 мм лобзиком выпилите две боковины носовой части с учетом штриховых пунктирных линий на чертеже. Вставку той же конфигурации изготовьте из 3-мм фанеры. На боковинах голову пилота выпиливать необязательно. Тем, кто недостаточно уверенно работает лобзиком, рекомендую при изготовлении этих заготовок оставить по периметру запас 1,5-2 мм. У вставки спереди выпилите участок шириной 3 мм для установки металлической трубки с отверстием диаметром 1,2-1,5 мм под ось воздушного винта. Диаметр трубки должен быть не более толщины вставки, то есть 3 мм. Если трубка окажется тоньше, то ее можно обмотать ниткой виток к витку до необходимого размера.

В качестве стапеля для сборки используйте любую ровную доску. Сначала к одной из боковин клеем ПВА приклейте распиленную надвое вставку и трубку. Не дожидаясь отверждения клея, приклейте вторую боковину. Чтобы не было смещения, весь "пакет" в четырех местах, обозначенных точками, прибейте к стапелю гвоздями длиной 10-12 мм. Для лучшего склеивания "пакета" положите его под груз. После отверждения клея обработайте носовую часть фюзеляжа по контуру, обозначенному сплошной линией. Для установки штыря крепления крыла просверлите отверстие диаметром 4 мм. Верх кабины из фанеры толщиной 1 мм распарьте в горячей воде, согните и в сыром виде вклейте в носовую часть.

Хвостовая часть фюзеляжа состоит из двух сосновых балок - верхней и нижней. Там, где они соединяются с носовой частью, их сечения 5x5 мм, на конце - 5x1,5 мм. Места стыковки обмотайте нитками и пропитайте нитро клеем. При установке нижней рейки одновременно прикрепите стойки шасси. Для них годится любая упругая проволока диаметром 1,2-1,5 мм. Вклейте хвостовую бобышку. Крючок крепления резиномотора из такой же проволоки вставьте в бобышку, загните и обмотайте нитками с последующей пропиткой нитро клеем. Подогнав этот узел по месту, закрепите его нитро клеем между реек хвостовой балки фюзеляжа с таким расчетом, чтобы расстояние между крючками крепления резиномотора было 280 мм. Фюзеляж покроите двумя - тремя слоями жидкого нитроклея и зачистите мелкой наждачной бумагой.

Киль модели соберите из липовых реек сечением 5x2 мм на нитро клее. Руль направления вырежьте из ватмана. Приклеивать киль к фюзеляжу пока не надо.

Распаренные в горячей воде заготовки лопастей воздушного винта из фанеры толщиной 1 мм прижмите резиновой лентой к бутылке 0,33 л со смещением влево на угол примерно 15°. После высыхания переднюю кромку закруглите мелкой наждачной бумагой, а заднюю заострите напильником. Вклейте лопасти в пазы бобышки. Готовый воздушный винт зачистите мелкой наждачной бумагой и два-три раза покройте жидким нитроклеем. Винт должен быть отбалансирован и свободно, но без люфта вращаться на оси. Опорные шайбы изготовьте из любой пластмассы, а переднюю шайбу - из жести. Припаяйте ее к оси воздушного винта там, где она изгибается под углом 90°. Длину пружины (от шариковой ручки) подберите так, чтобы в свободном состоянии она выводила из зацепления крючок оси воздушного винта со стопором. Это необходимо: в планирующем полете винт должен свободно вращаться от набегающего потока воздуха.

Используя нитроклей, соберите отдельно правую и левую консоли крыла. Передняя кромка их из липы (3x3 мм), задняя тоже из липы, но клиновидного сечения (11x3x1 мм). Технология сборки консолей крыла нетрадиционна из-за конструкции нервюр, которые состоят из двух деталей (обе из липы): верхняя сечением 3x1 мм, нижняя - сечением 3x2 мм. Для упрощения сборки начертите консоли раздельно в масштабе 1:1 и расположите чертежи на ровной поверхности. Чтобы в процессе работы детали крыла не приклеились к чертежу, накройте его прозрачной пленкой.

Сборку начните со склеивания передней и задней кромок с нижними частями нервюр. Затем прикрепите сосновый лонжерон (7x2 мм) на расстоянии 35 мм от передней кромки. После отверждения клея приклейте верхние части нервюр и закрепите их булавками. К концевым нервюрам консолей приклейте уголки и законцовки, выпиленные по профилю нервюры с припуском. Переднюю кромку крыла закруглите. Когда клей подсохнет, обработайте законцовки точно по профилю нервюры.

Правую и левую консоли соедините между собой по лонжерону при помощи силовой вставки толщиной 1,5 мм и обмотайте нитками с последующей пропиткой нитроклеем, как показано на сечении Б-Б. Задние кромки соедините между собой в центральной части крыла вставкой такого же сечения - 3x11x1 мм и длиной 20 мм. Перед ее вклейкой пропилите в торцах деталей пазы под шипы из 1-мм фанеры. Аналогичным способом с помощью вставки размером 3x3 мм соедините передние кромки.

Центральную часть крыла (сверху) вместе с корневыми нервюрами оклейте фанерой толщиной 1 мм. Для установки ее на фюзеляже изготовьте из фанеры той же толщины площадку под крыло, но пока не приклеивайте.

Стабилизатор модели соберите на нитроклее из липовых реек одинакового сечения - 5x2 мм. Среднюю и крайнюю нервюры усильте уголками из липы. Из фанеры толщиной 1 мм изготовьте площадку под стабилизатор. К ней приклейте упор (липа 4x3 мм). Весь этот узел при помощи нитроклея или ПВА установите на фюзеляже. Одновременно приклейте опору стабилизатора.

В отверстие диаметром 4 мм в носовой части вклейте сосновый штырь длиной 20 мм для крепления крыла. Весь фюзеляж покройте жидким нитроклеем, потом зачистите шкуркой и окрасьте нитроэмалями. Крыло, стабилизатор и киль оклейте лавсановой пленкой на клее "Момент" или БФ-2. Колеса выпилите из фанеры толщиной 3 мм. Приклейте киль к фюзеляжу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: