Торговля с организацией, распределение ролей в покупающем центре

Центр принятия решений в организации влияет на орга­низационный стиль и, соответственно, на решения организации о покупке. В крупных организациях высока специализация за­нятых и менеджеров, каждый из которых работает в относи­тельно узкофункциональной сфере полномочий и ответствен­ности. Поэтому в процесс принятия решений о покупке крупной организации нередко вовлекаются индивидуумы из широкого спектра функциональных сфер и уровней организационного менеджмента. Чем сложнее покупка, тем больше количество вовлеченных индивидуумов. В малой организации процесс уп­равления менее специализирован, один человек может выпол­нять несколько функций одновременно, поэтому в принятии решения о покупке участвует меньше людей.

Принятие решений об относительно сложных и дорогостоя­щих покупках в организациях осуществляют несколько человек, разделяющих общие цели, риск и информацию, образуя покупа­ющий центр. В некоторых организациях этот центр более фор­мализован и состав этого покупающего центра известен из формализованной процедуры закупки. Эта процедура определя­ет перечень лиц, подписывающих документы, а также после­довательность сбора этих подписей. В некоторых организациях для принятия решения о покупке используются менее фор­мальные группы и процедуры покупки, проводятся встречи за­интересованных лиц для обсуждения и подготовки решения о покупке. Успешная работа на организационных рынках пред­полагает знание ответов на вопросы:

1) кто входит в покупа­ющий центр организации;

2) каково относительное влияние каждого члена группы;

3) каковы критерии закупок каждого члена группы;

4) каково восприятие каждым членом покупаю­щего центра организации-поставщика и ее продукта.

Центр принятия решения о покупке может включать участни­ков из разных функциональных сфер (исследования и разработ­ки, информационные системы, основные операции, человечес­кие ресурсы, финансы и др.) различного характера влияния. Участники разных функциональных сфер рассматривают пот­ребности организации по-разному, со своей точки зрения, поэ­тому используют различные критерии покупки и/или их зна­чимость. Так, например, финансовая подсистема управления контролирует затраты, поэтому при покупке корпоративной информационной системы, например, цена — значимый кри­терий для финансового менеджера. Подсистема управления ин­формационными системами отвечает за развитие информаци­онных ресурсов организации и стремится максимизировать ре­сурсные возможности закупаемой информационной системы, что нередко означает рост затрат и сопротивление со стороны представителя финансовой подсистемы управления. Для дости­жения положительного решения о покупке необходимо так или иначе объединить эти несовпадающие интересы.

Принятие окончательного решения зависит в некоторой сте­пени от власти и профессионализма индивидуумов, влиятельно­сти каждой из функциональных сфер в данной организации, организационного стиля разрешения конфликтов группового ре­шения и от сущности самого решения.

В покупающем центре реализуется пять основных ролей, оп­ределяющих характер участия индивидуумов в процессе при­нятия покупочного решения: пользователи, влиятели, покупа­тели, лицо, принимающее решение, и «вратари».

1. Пользователи в организации — это люди, кото­рые действительно используют продукт или услугу. Напри­мер, менеджер по работе с клиентами использует компьютер­ную базу данных о потребителях.

2. Влиятели воздействуют на покупательское решение, обычно помогая определить условия, характеристики
того, что покупается. Так, например, директор телекоммуни­кационного центра организации — основной влиятель в покуп­ке организацией нового сервера для обеспечения работы в Ин­тернете.

3. Покупатели имеют формальный авторитет и от­ветственность выбирать поставщика и обговаривать условия контракта. Например, в случае закупки принтерных картрид­жей это может быть менеджер по закупкам.

4. Лица, принимающие решение, имеют формальные и неформальные полномочия выбирать или одобрять поставщика, получающего контракт. В рутинных заказах — это менеджер по закупкам. В более сложных покупках — это может
быть кто-то из отдела исследований и разработок, отдела ин­
формационных ресурсов или другого подразделения, более компетентного в технических аспектах покупки.

5. «Вратари» контролируют поток информации в покупающем центре. Закупочный персонал, технические эксперты и
секретари — все они могут препятствовать торговому персоналу
или информации достигать людей, исполняющих другие четы­
ре роли в покупающем центре.

Система маркетинговой информации. Схема процесса решения проблемы. Виды принимаемых решений. Сбор данных. Источники вторичных данных. Качественные и количественные методы получения первичных данных. Основные характеристики исследования. Подготовка аналитического отчета о состоянии рынка. Маркетинг во время прогулки.

Система маркетинговой информации – это система взаимосвязи людей, технических средств и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения информации для планирования, реализации и контроля маркетинговых мероприятий. Система включает следующие составляющие: 1) систему внутренней отчетности; 2) систему сбора текущей маркетинговой информации; 3) систему маркетинговых исследований; 4) систему анализа маркетинговой информации.

1) Система внутренней отчетности. На предприятиях ведется внутренняя отчетность, отражающая показатели текущего сбыта, размер издержек, объем материальных запасов, состояние и движение финансовых средств. Применение компьютеров позволяет предприятиям создавать всеобъемлющие системы внутренней отчетности, способные обеспечить информационное обслуживание всех подразделений. Руководители сбыта многих международных компаний получают данные о сбыте ежедневно. В отчете обычно даются соотношение реальных и плановых показателей в процентах и соответствующие процентные показатели предыдущего года. В течение секунд можно получить информацию о сбыте, товарно-материальных запасах по любому товару, заказу или проекту.

2) Система сбора текущей маркетинговой информации. Это набор источников и методических приемов, посредством которых руководители получают повседневную информацию о событиях, происходящих в внешней среде. Хорошо организованные предприятия создают всеобъемлющие системы текущей маркетинговой информации, назначают специалистов, ответственных за сбор маркетинговой информации. Малые и средние предприятия покупают сведения у сторонних поставщиков маркетинговой информации, крупные – имеют специальные отделы по сбору и распространению текущей маркетинговой информации. Сотрудники этих отделов отслеживают актуальные новости и представляют управляющим по маркетингу специально подготовленные информационные бюллетени. Аналитики отделов помогают управляющим в оценке вновь поступающей информации. Подобные службы позволяют резко повысить качество информации, поступающей к управляющим.

3) Система маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования – это совокупность процедур и методов, предназначенных для сбора, обработки, анализа и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений. Можно заказать проведение маркетинговых исследований несколькими способами. Небольшая организация может привлечь для проведения такого исследования студентов и преподавателей местного экономического вуза, может нанять для этого специализированную организацию. Крупные компании имеют собственные отделы маркетинговых исследований. В таком отделе может быть от одного до нескольких десятков сотрудников. Управляющий службой маркетинговых исследований обычно подчиняется директору по маркетингу и выполняет функции руководителя исследований, администратора и консультанта. Среди сотрудников отдела – разработчики планов исследований, статистики, социологи, психологи, специалисты по математическому моделированию.

Типичные задачи маркетинговых исследований: а) изучение характеристик рынка; б) оценка потенциала рынка; в) анализ распределения долей рынка; г) анализ сбыта; д) анализ тенденций деловой активности; е) изучение товаров конкурентов; ж) прогнозирование; з) оценка реакции на новый товар; и) изучение политики цен; к) тестирование товара.

4) Система анализа маркетинговой информации. Это набор эффективных методов анализа маркетинговых данных. Система анализа маркетинговой информации включает совокупность современных методик статистической обработки информации, позволяющих наиболее полно раскрыть взаимозависимости в рамках имеющейся подборки данных, установить степень их статистической надежности. Методики включают: 1) корреляционный анализ (зависимость между двумя и более признаками); 2) регрессионный анализ (изменения результативной переменной при непрерывных изменениях значений факторных переменных); 3) факторный анализ (позволяет выявить значимые факторные переменные и исключить из анализа не существенные); 4) кластерный анализ (позволяет осуществить классификацию объектов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: