Результаты исследований позволяют с определенной степенью точности выявить основные группы факторов, определяющих профессиональные предпочтения современной российской молодежи:
- наиболее предпочтительные факторы (их влияние отметили более 85% респондентов), связаны прежде всего с достойным вознаграждением за труд, интересным характером и содержанием труда, комфортным социально-психологическим самочувствием и уверенностью в профессиональном будущем;
- достаточно предпочтительные факторы (свыше половины респондентов) – такие, как возможность профессиональной самореализации и приемлемый режим деятельности;
- относительно предпочтительные факторы (около трети опрошенных), в которую входят патриотические устремления, близость к месту проживания и др.
На вопрос о том, что явилось решающим при выборе места работы, ответы распределились следующим образом (табл. 8.1):
Таблица 8.1.
Факторы выбора места работы
Варианты ответов(в %) | 16-18лет | 21-22 года | 25-29 лет |
Интересная работа | |||
Большая зарплата | |||
Престижная организация | |||
Комфортные условия труда | |||
Свободный режим работы | |||
Простая и легкая работа |
Очевидно, что наибольшей значимостью обладают факторы, характеризующие профессиональную деятельность как «интересную», «хорошую» и обеспечивающую достойный уровень материального вознаграждения.
|
|
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какое место занимает технология профессиональной ориентации в процессе обеспечения организации персоналом? Каким образом она связана с набором, отбором и адаптацией персонала?
2. Обозначьте последовательность шагов (логику) проведения профориентационной работы.
3. Что такое кадровый спрос, кадровое предложение и кадровый маркетинг?
4. На какие категории трудоспособного населения должна быть направлена профориентационная работа? Какие организации должны ею заниматься?
5. Назовите и охарактеризуйте основные субтехнологии работы по профессиональной ориентации. Какие из них используются службой предприятия, на котором Вы работаете?
6. В чем состоят главные различия между профессиональным информированием и профессиональной рекламой?
7. В каких целях проводится профконсультация? Какие проблемы она помогает решить?
8. Каков круг обязанностей профконсультанта?
9. Каким образом осуществляется выбор личностью будущей профессии?
10. Раскройте содержание и приведите примеры воздействия различных информационных каналов на выбор профессии.
11. Что представляют собой профессиональные предпочтения и какие факторы в первую очередь оказывают влияние на выбор места работы?