Этапы профессионального развития

Профессиональное здоровье

 
 


Основами, которые во многом определяют дальнейшее развитие профессионала и профессиональное здоровье, являются уровень профессиональной подготовки и индивидульно-типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, наследственная предрасположенность к заболеваниям и т.д.).

Такие компоненты как профессионально важные качества, уровень профессиональной подготовки формируются у человека постепенно в процессе профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.

Процесс профессионального становления личности состоит из четырех основных этапов.

1. Э тап форми­рования профессиональных намерений. Развитие в период выбора профессии, проектирования профессионального “старта” и жизненного пути определяется как осознанная подготовка к “жизни”, к труду, планирование, проектиро­вание профессионального жизненного пути.

Этот этап завершается формированием представления о некоторой профессиональной общности, в которую бу­дущий специалист хотел бы быть включенным. Формируется образ профессионала, принимают­ся соответствующие сознательные, самостоятельные, кон­кретные и достаточно твердые решения, определяющие переход на следующий этап профессионального обучения.

2. Этап профессионального обучения:

базовая профес­сиональная подготовка в учебном заведении,

первоначальное освоение профессии.

3. Следующий этап – этап профес­сиональной адаптации.

Этот этап характеризуется двумя стадиями:

1) стадия адаптации молодого специалиста в профессиональной среде, «привыкания» молодого специа­листа к работе. Как пра­вило, стадия адаптации длится от года до трех лет.

2) “вхождение в профессию”. На этой стадии профессионал стал уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает дос­таточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи.

4. Дальнейшее профессиональное развитие переходит на этап частичной или полной реализации личности в профес­сиональном труде и представлено следующими стадиями:

1) Стадия мастера, мастерства. Профессионал на этой стадии уже может решать любые профессиональные задачи. На этом этапе профессионал, как правило, имеет официальные показатели высокой квалифика­ции и значительный авторитет у коллег.

Достижение стадии мастерства характеризует период рас­цвета, про­фессиональный пик. Различным профессиям свойственны различные возрастные периоды, соответствующие перио­ду профессионального расцвета и различная длительность этого периода. Спасатели получают квалификацию международного класса пример­но в 35-40 лет со стажем работы от 10 лет и выше.

Высот профессионализма можно достичь, обладая различными, порой противоположны­ми личностными качествами, компенсируя недостаточ­но развитые качества личности более развитыми. Часто хороший уровень развития личностных качеств и мотивация компенсируют недостаточно развитые качества и недостатки профессиональных знаний. Так, человек общительный, обаятель­ный, умеющий налаживать эффективные контакты в коллективе может достичь большего, чем профессионал-одиночка.

2) В даль­нейшем профессиональное становление продолжается стадией авторитета. Профессионала на этой стадии называют мастером своего дела. Это хорошо известный в профессио­нальном кругу специалист, возможно, его известность вы­ходит и за рамки профессиональной деятельности.

3) Стадия наставника, наставничества наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников. Коллеги стремятся ознакомиться с опы­том мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: