Профессиональное здоровье
Основами, которые во многом определяют дальнейшее развитие профессионала и профессиональное здоровье, являются уровень профессиональной подготовки и индивидульно-типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, наследственная предрасположенность к заболеваниям и т.д.).
Такие компоненты как профессионально важные качества, уровень профессиональной подготовки формируются у человека постепенно в процессе профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
Процесс профессионального становления личности состоит из четырех основных этапов.
1. Э тап формирования профессиональных намерений. Развитие в период выбора профессии, проектирования профессионального “старта” и жизненного пути определяется как осознанная подготовка к “жизни”, к труду, планирование, проектирование профессионального жизненного пути.
Этот этап завершается формированием представления о некоторой профессиональной общности, в которую будущий специалист хотел бы быть включенным. Формируется образ профессионала, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения, определяющие переход на следующий этап профессионального обучения.
|
|
2. Этап профессионального обучения:
базовая профессиональная подготовка в учебном заведении,
первоначальное освоение профессии.
3. Следующий этап – этап профессиональной адаптации.
Этот этап характеризуется двумя стадиями:
1) стадия адаптации молодого специалиста в профессиональной среде, «привыкания» молодого специалиста к работе. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет.
2) “вхождение в профессию”. На этой стадии профессионал стал уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи.
4. Дальнейшее профессиональное развитие переходит на этап частичной или полной реализации личности в профессиональном труде и представлено следующими стадиями:
1) Стадия мастера, мастерства. Профессионал на этой стадии уже может решать любые профессиональные задачи. На этом этапе профессионал, как правило, имеет официальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.
Достижение стадии мастерства характеризует период расцвета, профессиональный пик. Различным профессиям свойственны различные возрастные периоды, соответствующие периоду профессионального расцвета и различная длительность этого периода. Спасатели получают квалификацию международного класса примерно в 35-40 лет со стажем работы от 10 лет и выше.
|
|
Высот профессионализма можно достичь, обладая различными, порой противоположными личностными качествами, компенсируя недостаточно развитые качества личности более развитыми. Часто хороший уровень развития личностных качеств и мотивация компенсируют недостаточно развитые качества и недостатки профессиональных знаний. Так, человек общительный, обаятельный, умеющий налаживать эффективные контакты в коллективе может достичь большего, чем профессионал-одиночка.
2) В дальнейшем профессиональное становление продолжается стадией авторитета. Профессионала на этой стадии называют мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит и за рамки профессиональной деятельности.
3) Стадия наставника, наставничества наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики.