Как и любой другой товар на рынке, НД имеет стоимость и цену.
Цена объекта НД – цена конкретно свершившейся сделки купли-продажи объекта НД.
Рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, по которой объект НД может быть продан на открытом рынке в условиях конкуренции.
Факторы, влияющие на стоимость недвижимости:
1. Спрос – количество данного товара или услуг, находящее на рынке платежеспособных покупателей. Самый большой потенциальный спрос – на рынке жилья.
2. Полезность – способность имущества удовлетворять некоторые потребности человека. Полезность побуждает желание приобрести определенную вещь. Полезность жилья – комфортность проживания. Для инвестора, действующего на рынке недвижимости, наибольшей полезностью будет обладать земельный участок без ограничений на использование и застройку.
3. Дефицитность – ограниченность предложения. Как правило, при увеличении предложения определенного товара цены на данный товар начинают падать, при уменьшении предложения – расти.
4. Возможность отчуждаемости объектов – это возможность передачи имущественных прав, что позволяет недвижимости переходить из рук в руки (от продавца к покупателю), т. е. быть товаром. Раньше на землю в России была единая государственная собственность, поэтому земля не считалась товаром.
Факторы, влияющие на цену НД:
1. Объективные факторы. Как правило, это факторы, к-ые определяют средний уровень цен конкретных сделок с субъектами НД.
макроэкономические (связаны с общей конъюнктурой рынка):
- налоги
- пошлины
- динамика курса валют
- инфляция
- безработица
- потребность в объектах НД
микроэкономические (факторы, характеризующие объективные параметры конкретных сделок).
2. Факторы психологического характера:
массированная реклама
инфляционные ожидания
осведомленность и симпатии
3. Физические факторы:
местонахождение
степень развития инфраструктуры
транспортное удобство
архитектурно-конструктивные решения
состояние объекта НД
наличие коммунальных услуг (электро-, водо-, тепло- и газоснабжение)
экологические факторы (в т.ч. данные санитарно-техн. инспекции, наличие парков, водоемов и т.д.)
4. Факторы, влияющие на цену и скорость продажи квартиры:
количество аналогичных предложений
их соотношение со спросом именно на тот тип квартиры и в той же части города
объективные недостатки здания (первый и последний этажи, окна во двор или на шумную улицу, планировка квартир)
престижность района
юр. «чистота» объекта