Это процесс установления смысловых связей и отношений.
Существует 3 уровня установления смысловых связей:
1. Межпонятийная связь на уровне двух понятий. В свою очередь эта связь делится на:
- предикативную (связь между предметом и действием). Это одна из наиболее генетичски ранних типов связи. С неё начинается формирование речи, развитие детской речи в случае её отсутствия или патологии;
- определительная или атрибутивная связь (большой дом, белая берёза…);
- дополнительная связь (читать книгу, рисовать цветок…);
- обстоятельственная связь (идти быстро, плакать громко…).
2. Связь между членами предложения, которая представляет собой комбинацию различных типов межпонятийных связей.
Например:
Белая берёза - 1 тип связи
Я вижу белую берёзу. – 3 типа связи
Белая берёза видна мне издалека. – 4 типа связи
3. Тема-рематическая связь.
Тема – это предмет разговора, то главное, о чём сообщает говорящий.
Рема – способ раскрытия темы.
Тема может быть одна, а раскрытие может быть разное.
Эта связь наиболее генетически поздняя. Она возникает у ребёнка в самую последнюю очередь. В случае поломки речевого механизма она страдает в первую очередь.
Механизм осмысления зависит от:
- оперативной памяти человека;
- от количества актуализируемых вербальных гипотез.
Оперативная память — это способность удерживать определенный объем информации в активном виде и производить с этой информацией различные действия в течение короткого периода времени.
Оперативная память является разновидностью кратковременной памяти, но подразумевает несколько большую продолжительность (до нескольких минут). Она в большей степени фокусируется на обработке, а не на приобретении информации. Оперативную память можно охарактеризовать как процесс анализа данных, которые в этот момент находятся в активной форме.
Оперативную память необходимо тренировать, используя, например, игру «Снежный ком»
Играют 2 и более человек.
1 вариант
Кто-то произносит 1-ое слово, как правило существительное, или словосочетание, чтобы дальше можно было продолжить фразу. Следующий человек повторяет это слово и добавляет 2-ое слово или словосочетание, и так фраза удлиняется до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку.
Например:
Мой друг.
Мой друг пошел в кино.
Мой друг пошел в кино один.
Мой друг пошел в кино один, а девочек не взял.
2 вариант
Игроки договариваются, что все слова будут начинаться на определённую букву или что первыми словами будут числительные, а следующие слова будут начинаться на ту же букву, что и числительное.
Например:
Один оригинальный официоз,
Два диких дикобраза,
Три трепетных тарантула,
Четыре чумазых чародея чесали череп чудака,
Пять пухленьких пигалиц приятно пели, плотно пообедав,
Шесть шустрых шакалов швырялись шелковыми широкополыми шляпами,
Семь смуглых сирот смотрели серые снимки,
Восемь волооких воробьев варили вишневое варенье,
Количество актуализируемых вербальных гипотез свидетельствует о широте ассоциативных связей, о характере их изменений, о подвижности или косности мыслительных операций.
В любой вербальной ситуации человек моделирует связи по одному и тому же стереотипу.
Подробнее об ассоциативном эксперименте смотрите в одном из выпусков рассылки.






