Механизм упреждающего синтеза

Этот механизм заключается в том, что последующие элементы речевой деятельности в такой же мере влияют на предыдущие, как и предыдущие на последующие.

В процессе речевой деятельности упреждение протекает на разных уровнях:

  • на уровне слова (сравните первый звук в словах сено, соль, сила – за счёт того, что следующие за первым звуки различны, органы артикуляции упреждают последующую нужную артикуляцию, т.е упреждение обнаруживается в характере артикуляционных движений);
  • на уровне словосочетания (это линия лингвистических и грамматических обязательств, где речь идёт о грамматических конструкциях, которые требуют употребления слова в той или иной грамматической форме);
  • на уровне связного текста (упреждение по линии смысловых обязательств, на уровне текста это рассматривается как план речевой деятельности).

Становление механизма упреждения является непременным условием развития письменной речи.

Эта способность ребенка (взрослого, любого пишущего) направлена на «удержание в памяти предыдущего текста и предвидения, предсказывания, упреждения последующего». Упреждающий синтез, по словам Н. И. Жинкина, — «одна из главных, ведущих сил, организующих процесс письменной речи, у младших школьников он не складывается даже в пределах отдельного предложения».
Предложения, которые нужно самостоятельно составить и записать, могут быть правильными только после специальной предварительной работы: выделение основы предложения (главных членов); составление словосочетаний; распространение основы предложения образованными словосочетаниями.

Нарушение данного порядка приводит к пропуску слов в составе предложения, к нарушению норм согласования и управления слов, к смысловым неточностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: