Раздаточный материал

Раздаточный материал - это таблич­ный и графический материал, иллюстри­рующий основные положения теоретической, аналитической и проектной частей (всех трех глав) выпускной квалификационной работы, разрабатываемый студентом-выпускником для вынесения на защиту ВКР в ходе государственных аттестационных испытаний.

Рекомендуется следующее примерное распределение графического материала по главам (разделам) выпускной квалификационной работы:

1-2 листа по 1-ой главе - теоретической части (это могут быть основные направления иссле­дования, классификации, этапы развития научных направлений и т.д.);

3-4 листа по 2-ой главе - аналитической части, в которых на рисунках в виде графиков, диаграмм, а также таблицами должны быть показаны основные результаты направления работы предпри­ятия и резервы улучшения его деятельно­сти, позволяющие обосновать комплекс мероприятий по решению темы выпускной квалификационной работы;

3-4 листа по 3-ей главе - проектной части и эконо­мическому обоснованию, отражающие изменения экономических показателей работы предприятия в результате внедре­ния предложенных мероприятий, а также результаты расчетов экономической эф­фективности предприятий.

При выполнении графической части необходимо соблюдать преемственность между графическими материалами анали­тической и проектной частей. Не допуска­ется приведение графического материала, не имеющего прямого отношения к теме выпускной квалификационной работы.

Графический материал должен по­мочь студенту логически правильно по­строить свой доклад при защите выпускной квалификационной работы.

Комплект графического материала го­товится студентом в количестве 4-5 эк­земпляров. Один комплект подшивается в приложении к диплому. Остальные в виде раздаточного материала вручаются чле­нам государственной аттестационной комиссии при защите выпускной квалификационной работы. Раздаточный материал выполняется на листах формата А4, он должен быть скреплен, пронумерован и иметь титуль­ный лист, в соответствии с образцом представленным в Приложении 13.

Доклад

Проделан огромный труд, работа написана и представлена на кафедру. Однако оценку за выполнение работы студент получает только после ее защиты и с учетом успешности ее защиты. Поэтому подготовке к защите работы необходимо уделить самое серьезное внимание.

Студенту следует подготовить тезисы своего доклада. Работу над тезисами целесообразно начинать сразу же после представления ВКР на кафедру и продолжать после ознакомления с отзывом руководителя и рецензией.

В ходе подготовки к защите необходимо учитывать следующее:

- ориентировочное время доклада на защите не более 8-10 минут. При этом студент не просто излагает содержание своей работы, а докладывает результаты своих исследований, защищает сделанные выводы и предложения;

­ к защите следует подготовить необходимый иллюстративный или раздаточный материал. Это могут быть вложенные в файлы пронумерованные листы с названиями (не более 8-12), слайды, видеофильм;

­ иллюстрации должны, во-первых, отражать основные результаты, достигнутые в работе, и, во-вторых, быть согласованы с докладом;

­ готовясь к защите, целесообразно провести тренировочное выступление перед товарищами и принять участие в предварительной защите, которая проводится на кафедре;

­ по завершении подготовки тезисов доклада целесообразно согласовать окончательный текст выступления с научным руководителем;

­ на защиту студент выходит с папкой, в которой находится текст выступления, экземпляр раздаточного материала, необходимые для защиты справочные или статистические материалы, чистый лист бумаги, а также ручка;

­ форма одежды деловая. Для юношей - костюмы, для девушек -строгие платья или костюмы. Аккуратная прическа, умеренная косметика, чистая обувь.

Защита имеет своей целью выявление степени раскрытия студентом темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений. Защита работы проводится каждым студентом индивидуально перед членами комиссии, при непосредственном участии научного руководителя работы. На защите работы студент должен показать не только знание темы своей ВКР, но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.

Желательно, чтобы на защите работы студент свободно излагал доклад, не читая письменного текста. Речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сделает ее понятной и убедительной.

Доклад представляет собой краткое изложение содержания выпускной квалификационной работы (на 8-10 мин.)

Доклад начинается с приветствия членам государственной аттестационной комиссии и присутствующим в аудитории, названия темы выпускной квалификационной работы, фамилии, имени и отчества дипломника.

В ходе доклада следует использовать заранее подготовленные иллюстрации. К иллюстрациям необходимо обращаться только тогда, когда это требуется по ходу доклада, избегая бесцельного обращения к ним.

В процессе доклада желательны ссылки на конкретные листы раздаточного материала (номера видеослайдов). Например, «Обратите, пожалуйста, внимание на лист _ раздаточного материала, на котором отмечено...», (или «Обратите, пожалуйста, внимание на таблицу …(рис..) отображенную на видеослайде номер _»).

Недопустима и другая крайность, когда в докладе студент не ссылается на представленные иллюстрации или раздаточный материал.

После выступления дипломника с докладом члены комиссии, принимающие защиту выпускной квалификационной работы, могут задать вопросы по работе, уточнить полученные выводы и результаты. Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы:

1. В чем научная новизна Вашей работы?

2. Каковы перспективы дальнейшего развития темы Вашего исследования?

3. Какова практическая значимость Ваших рекомендаций?

4. Какие исследования проведены Вами лично в ходе выполнения работы?

5. Чем подтверждается обоснованность выводов и рекомендаций Вашей работы?

Ответы должны быть краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Следует отвечать уверенно и четко. При этом не следует спешить и сразу же давать ответ. Необходимо как следует осмыслить вопрос, сконцентрироваться и только тогда отвечать.

По окончании доклада и ответов на вопросы членов комиссии защита считается завершенной. После защиты всеми студентами данной группы своих работ, члены комиссии проводят совещание и затем оглашают студентам оценки по итогам защиты.

Образец титульного листа доклада представлен в Приложении 14.

Примерная структура доклада при защите выпускной квалификационной работы и распределение времени приведены в Приложении 15.

РАЗРАБОТКА ПЛАНА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

РАБОТЫ

Качество выполнения выпускной квалификационной работы, степень раскрытия темы во многом зависит от продуманности, четкости, последовательности и логичности плана работы.

Тема ВКР должна раскрываться в главах работы. В зависимости от характера темы и наличия фактического материала в плане могут преобладать теоретические или практические проблемы. Однако в любой работе должна быть изложена теория исследуемой проблемы, проанализирована практика финансово – хозяйственной деятельности исследуемого предприятия (организации), обоснованы конкретные предложения по повышению эффективности деятельности исследуемого предприятия (организации).

Количество глав в работе регламентируется. Следует учитывать, что в работе должны быть примерно равноценно представлены: во-первых, теоретические, во-вторых, практические аспекты исследуемой темы и, в-третьих, обоснованы рекомендации по повышению эффективности деятельности. Исходя из этого, работа состоит из трех глав.

При разработке плана следует обратить внимание на формулировки как названий глав так и разделов каждой главы выпускной квалификационной работы. Эти формулировки должны быть, во-первых, достаточно краткими, не содержать излишней информации, и, во-вторых, предельно точно отражать содержание излагаемого в них материала. Как правило, название главы включает одно предложение. Например, «Организация работы по формированию ассортимента». Но не следует стремиться к чрезмерной краткости, поскольку, чем короче заголовок, тем он шире по своему содержанию. К неудачным наименованиям глав можно отнести: «Ассортимент», «Ценообразование», «Сертификация», которые еще встречаются в работах студентов. Нецелесообразно составным частям работы давать названия, совпадающие с названиями разделов, содержащихся в учебниках и учебных пособиях. Такой подход будет сковывать творческие возможности студента и создаст предпосылки для механического переписывания этих источников, что недопустимо и, несомненно, будет отмечено научным руководителем и рецензентом.

При составлении плана вкр необходимо обратить внимание на то, чтобы в разных разделах, глав работы не рассматривались одинаковые проблемы. Например, глава «Содержание ассортиментной политики» включает три раздела «Содержание ассортиментной политики в розничном торговом предприятии», «Содержание ассортиментной политики в оптовом звене» и «Совершенствование работы по формированию ассортиментной политики». Такой подход заранее предполагает наличие в работе повторов: в первом и втором разделах будет раскрываться порядок, особенности и проблемы формирования ассортиментной политики в каждом звене, а в третьем разделе придется повторять направления совершенствования работы по формированию ассортиментной политики, как в рознице, так и в опте.

Анализ практики написания ВКР показывает, что студентами достаточно часто допускаются следующие ошибки: в качестве названия главы приводятся формулировки, не соответствующие теме работы, что заранее предполагает нарушение логики. Например, в работе «Организация товародвижения в оптовом звене» в качестве одного из разделов включают «Товароснабжение розничного торгового предприятия». Таким образом, в работе рассматривается организация товародвижения не только в опте, но и в рознице, что само по себе может служить самостоятельной темой, но не частью рассматриваемой темы. Нередко для изучения выбираются проблемы, не раскрывающие тему. Например, в работе «Организация логистических схем товародвижения» студент предлагает к рассмотрению проблемы, связанные с анализом покупательского спроса. Вместе с тем изучение и оценка эффективности отдельных логистических схем товародвижения вообще не планируются к рассмотрению. Не допускать полное совпадение формулировок названия одной из глав с названием самой выпускной квалификационной работы. Нерациональна и чрезмерная детализация глав работы, когда количество разделов и подразделов достигает более 5.

В творческой работе план носит динамичный характер. Изменения, вносимые в план ВКР, требуют согласования с теми должностными лицами, которые утвердили план или тему работы. Так, изменения в наименовании разделов и глав должны быть согласованы с научным руководителем, изменения плана в целом - с заведующим кафедрой, изменения темы и объекта исследования - с ректором учебного заведения.

План выпускной квалификационной работы выступает основой для составления такого раздела работы как «Содержание». СодержаниеВКР является обязательным документом и должно состоять из введения, основной части (для специалистов – из трех глав, для бакалавров из 2-3 глав), заключения, списка использованных источников и приложений (при наличии). Содержание выпускной квалификационной работы оформляется на отдельной странице (образцы оформления содержаний ВКР – Приложения 5-9)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: