ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА
Важным частным случаем задачи линейного программирования является транспортная задача. Необходимо определить план перевозок некоторого однородного груза, минимизирующий затраты на общую стоимость перевозок, из m пунктов отправления (производства) А1, А2, …Am. в n пуктов потребления В1, В2, …, Вn.
Введем следующие переменные:
ai – величина предложения продукта в пункте i, i = 1, …,m;
bj – величина спроса на продукт в пункте j, j = 1, …,n;
cij – затраты на транспортировку единицы продукта из пункта i в пункт j;
xij – количество продукта, перевозимого из пункта i в пункт j.
Тогда транспортную задачу можно представить в виде таблицы 1.
Т а б л и ц а 2.1
Пункты производства | Пункты потребления | Предложение | |||||
B1 | B2 | … | Bj | … | Bn | ||
A1 | c11 | c12 | … | c1j | … | c1n | a1 |
A2 | c21 | c22 | … | c2j | … | c2n | a2 |
… | … | … | … | … | … | … | … |
Ai | ci1 | ci2 | … | cij | … | cin | ai |
… | … | … | … | … | … | … | … |
Am | cm1 | cm2 | … | cmj | … | cmn | am |
Спрос | b1 | b2 | … | bj | … | bn |
В сделанных обозначениях математическую модель транспортной задачи можно записать следующим образом:
|
|
(2.1)
(2.2)
(2.3)
Существует несколько вариантов транспортной задачи.
1. Закрытая транспортная задача
Общий спрос равен общему предложению:
Это равенство является необходимым и достаточным условием существования допустимого плана задачи (2.1) – (2.3).
2. Открытая транспортная задача
а) Пусть существует излишек продукта, т.е.
б) Пусть существует дефицит продукта, т.е.
Такую задачу можно свести к закрытой задаче, вводя дополнительный столбец (строку), равный по величине имеющейся разности между общим спросом и общей потребностью, тарифы cij которого считают условно равными нулю.
3. Транспортная задача с фиксированными перевозками
Если объем перевозок между пунктами i и j задан, то в задаче (2.1) – (2.3) вводится дополнительное ограничение xij = vij, где vij – заданный объем перевозок.
4. Задача с ограничениями на пропускные способности
Если объем перевозок из пункта i в j пункт ограничен величиной wij, то в задаче (2.1) – (2.3) вводится дополнительное ограничение xij ≤ wij.
Все приведенные выше модели описывают транспортную задачу в виде задачи линейного программирования. В этой форме она может быть решена стандартными средствами ЛП, например, с помощью симплекс-метода. Однако специфичная форма системы ограничений данной задачи (в виде уравнений-равенств) позволяет существенно упростить обычный симплекс-метод. Такой метод решения транспортной задачи (ТЗ) называют распределительным, или методом потенциалов. По аналогии с общим случаем ЗЛП, решение в нем осуществляется по трем шагам:
|
|
· нахождение первоначального опорного решения;
· проверка критерия оптимальности;
· переход к следующему опорному решению.