Необходимые сведения

ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА

Важным частным случаем задачи линейного программирования является транспортная задача. Необходимо определить план перевозок некоторого однородного груза, минимизирующий затраты на общую стоимость перевозок, из m пунктов отправления (производства) А1, А2, …Am. в n пуктов потребления В1, В2, …, Вn.

Введем следующие переменные:

ai – величина предложения продукта в пункте i, i = 1, …,m;

bj – величина спроса на продукт в пункте j, j = 1, …,n;

cij – затраты на транспортировку единицы продукта из пункта i в пункт j;

xij – количество продукта, перевозимого из пункта i в пункт j.

Тогда транспортную задачу можно представить в виде таблицы 1.

Т а б л и ц а 2.1

Пункты производства Пункты потребления Предложение
B1 B2 Bj Bn
A1 c11 c12 c1j c1n a1
A2 c21 c22 c2j c2n a2
Ai ci1 ci2 cij cin ai
Am cm1 cm2 cmj cmn am
Спрос b1 b2 bj bn  

В сделанных обозначениях математическую модель транспортной задачи можно записать следующим образом:

(2.1)

(2.2)

(2.3)

Существует несколько вариантов транспортной задачи.

1. Закрытая транспортная задача

Общий спрос равен общему предложению:

Это равенство является необходимым и достаточным условием существования допустимого плана задачи (2.1) – (2.3).

2. Открытая транспортная задача

а) Пусть существует излишек продукта, т.е.

б) Пусть существует дефицит продукта, т.е.

Такую задачу можно свести к закрытой задаче, вводя дополнительный столбец (строку), равный по величине имеющейся разности между общим спросом и общей потребностью, тарифы cij которого считают условно равными нулю.

3. Транспортная задача с фиксированными перевозками

Если объем перевозок между пунктами i и j задан, то в задаче (2.1) – (2.3) вводится дополнительное ограничение xij = vij, где vij – заданный объем перевозок.

4. Задача с ограничениями на пропускные способности

Если объем перевозок из пункта i в j пункт ограничен величиной wij, то в задаче (2.1) – (2.3) вводится дополнительное ограничение xij ≤ wij.

Все приведенные выше модели описывают транспортную задачу в виде задачи линейного программирования. В этой форме она может быть решена стандартными средствами ЛП, например, с помощью симплекс-метода. Однако специфичная форма системы ограничений данной задачи (в виде уравнений-равенств) позволяет существенно упростить обычный симплекс-метод. Такой метод решения транспортной задачи (ТЗ) называют распределительным, или методом потенциалов. По аналогии с общим случаем ЗЛП, решение в нем осуществляется по трем шагам:

· нахождение первоначального опорного решения;

· проверка критерия оптимальности;

· переход к следующему опорному решению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: