Дефицит бюджета и источники финансирования

Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фонда - дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношений доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета. Профицит - положительное сальдо бюджета - представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

Состояние бюджета определяется тремя основными факторами:

* долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;

* стадией воспроизводственного цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;

* текущей политикой правительства в области бюджетных расходов и доходов, которая может игнорировать, либо в недостаточной степени учитывать долгосрочные цели социально-экономического развития.

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета -- категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

* кризисные явления в экономике;

* неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

* чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);

* милитаризация экономики в мирное время;

* осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;

* чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Хронический дефицит (долгосрочная несбалансированность бюджета) связан с наличием разрыва между бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если несоответствие расходов и доходов ограничивается рамками одного года.

По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что:

* бюджетный дефицит не является деструктивным фактором;

* для состояния национальной экономики он не представляет опасности, так как все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствуют росту благосостояния страны;

* дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих субъектов и населения (получателей бюджетных средств), что стимулирует рост покупательной способности, производительности труда и расширение национального производства, Это, в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений.

Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции (неоклассического направления), высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефицита:

* хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего экономического бремени на будущие поколения;

* для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы -- эмиссия денег, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к росту внутреннего и внешнего долга государства;

* повышение процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный ход рыночного саморегулирования экономики. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался одной из главных целей финансовой политики государства. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значительной степени эффективность государственных мероприятий, имеющих антициклическую, стабилизационную направленность. В условиях спада производства и высокой застойной безработице доходы хозяйствующих субъектов падают, что ведет к автоматическому сокращению налоговых поступлений. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать комбинированное сочетание указанных мер. Однако следствием всех этих мероприятий, как правило, становится еще большее сокращение совокупного спроса.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации являются:

внутренние источники следующих видов: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

внешние источники следующих видов: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

внутренние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ: кредиты, полученные от кредитных организаций;

внешние источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета

могут быть внутренние источники в следующих формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций.

В целом бюджетный кризис в нашей стране обусловлен значительным снижением доходов бюджета, сохранением неэффективной структуры расходов, их частым нецелевым использованием, промедлением с давно назревшими реформами в сфере бюджетного финансирования. Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям:

* за счет увеличения его доходной базы;

* на базе реструктуризации расходной части бюджета;

* путем совершенствования бюджетных процедур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: