Манипулирование массовым поведением

Все манипуляторы строят свою власть на общественной безответственности человеческой массы.

Открытия в области психологии и социологии позволили проникнуть в самые сокровенные тайны человеческой психики. В эпоху бурного развития средств массовой коммуникации эти открытия легли в основу манипулятивных технологий. Вовсю заработал конвейер, производящий штампы стереотипы для массового употребления.

Манипулятор неизбежно сталкивается с проблемой восприятия своего сообщения аудиторией, которая обладает неким набором стереотипов

Внушение достигается не содержанием информации, а формой её подачи, содержащимся в ней эмоциональным зарядом, который позволяет снизить критичность восприятия информации, т.е. манипуляторы используют и пытаются сделать ещё глубже характерные особенности массовой психологии.

Приемы манипулирования массовым поведением людей:

- Определение. Идеи, личности, объекты сопрягались с характеристиками положительными или отрицательными в зависимости от обстановки, которые принимались бы людьми без обсуждений.

- Блестящая всеобщность. Описывая какие-то события, в которых необходимо получить поддержку аудитории, применялись добродетельные слова коалиция чувств, подавляющее большинство, общественное мнение.

- Рекомендация. Нужное положение вкладывается в уста личности, пользующейся популярностью в определенных группах известный журналист, адвокат, актер, проповедник и т. п.. Они обращались к аудитории, такое выражение, как Я один из вас. Я понятый народом избранник и т. п.

- Подтасовка карт. Возможность и оправданность применения точного и неточного, логического и нелогического заявления во имя возбуждения интереса аудитории. Например призыв — Одержим победу!. Создав трудность в решении какой-то проблемы, аудитории предлагают выход, для которого необходимо, чтобы все вскочили в одну лодку, т. е. одобрили предложенный рецепт. Так аудитория оказывается пленницей манипуляций53.

список можно дополнить следующими приёмами:

- Присвоение кличек, или Наклеивание ярлыков.

- Перенос — приём, с помощью которого бесспорный авторитет какой-то личности переносится на другого человека, нуждающегося в популизации.

- Свои ребята. С помощью этого приёма создаётся ложное ощущение близости какой-то группы.

- Вместе со всеми, т.е. инспирация коллективных действий.

Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют свои манипуляции, является информация. Информацию можно:

- Сфабриковать, выдавая её за подлинную.

- Исказить путём неполной, односторонней её подачи.

- Отредактировать, добавив различные домыслы.

- Интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете.

- Утаить важную информацию, какие-либо существенные детали.

- Проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей позицией.

- Сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию.

- Приписать кому-либо заявлений, которых он никогда не делал.

- Опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность.

- Неточное цитирование, когда приводится часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста приобретает другой, подчас противоположный смысл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: