Целью изучения является

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Брагина Алевтина Григорьевна

Симанова Ирина Марковна

СТАНДАРТИЗАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

СООТВЕТСТВИЯ

Методические указания по выполнению контрольных работ

для студентов заочной форм обучения

(Приложение к УМК или рабочей программе дисциплины)

Для направления: 080200 «Менеджмент»

Профили: «Менеджмент организации торговли»,

«Экономика и управление предприятием»

Пермь 2013

1. Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения является

- освоение знаний, приобретение умений и формирование компетенций в области стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия для профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Менеджмент» и профилям: «Менеджмент организации торговли», «Экономика и управление предприятием»

Задачи:

- усвоить основные понятия в области стандартизации, метрологии, оценки и подтверждения соответствия;

- изучить цели, задачи, принципы, объекты, субъекты, средства, методы и нормативно-правовую базу технического регулирования, в том числе стандартизации, метрологии, оценки и подтверждения соответствия;

- овладеть умениями работы со стандартами и другими нормативными документами, средствами измерения, сертификатами и декларациями соответствия.

2. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины «Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия» студент должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурными компетенциями (ОК):

ОК-9 -умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК-12 -осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Профессиональными компетенциями (ПК):

ПК-23 -знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности;

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- цели, принципы, сферы применения, объекты, субъекты, средства, методы, нормативно – правовую базу стандартизации, метрологии, деятельности по оценке и подтверждению соответствия.

Уметь:

- применять техническое и метрологическое законодательство;

- работать с нормативными документами;

- распознавать формы подтверждения соответствия;

- различать международные и национальные единицы измерения.

Владеть:

- опытом работы с действующими федеральными законами, нормативными и техническими документами, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности, в том числе по оценке и подтверждению обязательным требованиям.

3.Тематика контрольных работ для студентов заочного отделения и методические указания по их выполнению.

Контрольные работы должны быть представлены в сроки, установленные учебным графиком. Студенты, не выполнившие контрольные работы или получившие за нее отрицательную оценку (незачет), не допускаются к сдаче зачета.

Контрольная работа включает 15 тем, которые распределяются по начальным буквам фамилии студентов следующим образом:

Тема 1 – А, Б Тема 6 – Л Тема 11 – Т

Тема 2 – В, Г, Д Тема 7 – М, Н Тема 12 – У, Ф, Х

Тема 3 – Е, Ж, З Тема 8 – О, П Тема 13 – Ц, Ч

Тема 4 – И Тема 9 – Р Тема 14 – Ш, Щ, Э

Тема 5 – К Тема 10 – С Тема 15 – Ю, Я

Контрольная работа, выполненная не по указанному распределению, не зачитывается.

Контрольная работа должна показать умение студента самостоятельно работать с литературными источниками, отбирать, обобщать и анализировать необходимый материал, кратко, четко и аргументировано отвечать на поставленные вопросы.

При подготовке контрольной работы полезно и необходимо использовать не только приведенные в списке литературные источники, но и практический опыт, личные наблюдения обобщения, материалы периодических изданий. Вместо контрольной работы студент имеет право выполнить реферат, который содержит углубленное рассмотрение какого-либо конкретного вопроса. Тема реферата обязательно должна быть согласована с преподавателем. Реферат выполненный на самостоятельно выбранную тему, не зачитывается.

Примерный объем работы должен составлять 15-20 страниц стандартной ученической тетради.

При написании и оформлении контрольной работы необходимо соблюдать следующее:

1. Контрольная работа может быть представлена в рукописном виде на отдельной тетради или распечатана с компьютера на листах формата А4, помещенных в скоросшиватель;

2. Не допускается давать ответ путем прямого переписывания текста из литературных источников;

3. Страницы работы должны быть пронумерованы и иметь поля (2-2,5см).

4. Вопросы контрольной работы необходимо записывать непосредственно перед каждым ответом;

5. Текст должен быть написан разборчиво и грамотно. Произвольные сокращения слов и терминов (кроме общепринятых) не допускаются.

6. Завершает работу список использованной литературы, который должен быть оформлен в соответствии с установленными правилами: при ссылке на учебник, учебное пособие, монографию указываются фамилии и инициалы авторов, точное наименование издания, место издания, название издательства и год издания;

7. В конце работы указывается дата выполнения и ставится личная подпись студента.

Варианты контрольных работ

Вариант 1.

1. Сравните цели и задачи международной, региональной и национальной стандартизаций. Их общность, различия и взаимосвязь.

2. Охарактеризуйте систему обязательной или добровольной сертификации конкретной продукции (услуги), указав при этом: 1) организационную структуру системы сертификации; 2) конкретные виды продукции; 3) технические регламенты, национальные стандарты, на соответствие которых проводится сертификация, 4) органы и испытательные лаборатории в конкретном географическом районе, 5) схема сертификации, 6) перечень проверяемых показателей качества (применительно к конкретному виду продукции); 7) место маркировки Знаком обращения на рынке или Знаком соответствия.

Источниками для написания ответа на второй вопрос могут быть: сертификаты соответствия на услуги общественного питания, правила и порядок сертификации услуг общественного питания, журнал «Стандарты и качество», «Сертификация».

Вариант 2.

1. Точность измерения. Основное понятие. Критерии выбора точности измерений. Классы точности средств измерений. Приведите конкретные примеры средств измерений разных классов точности, с которыми Вы работали.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

Вариант 3.

1. Техническое регулирование: понятие, основные принципы и направления.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

Вариант 4.

1. Стандартизация в условиях действия закона «О техническом регулировании»: цели, принципы, документы по стандартизации, порядок разработки.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

Вариант 5.

1. Межотраслевые системы стандартизации. Сравнительная характеристика важнейших систем по целям, задачам, объектам стандартизации, НД, сфере применения. Укажите конкретные стандарты, входящие в ту или иную межотраслевую систему стандартизации, которую следует учитывать в профессиональной деятельности.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

Вариант 6.

1. Международная и региональная стандартизация (понятие, их роль, международные и региональные организации по стандартизации, применение международных стандартов в отечественной практике).

2. См. вопрос 2 варианта 1.

Вариант 7.

1. Особенности стандартизации услуг.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

Вариант 8.

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов. Органы, объекты, полномочия, обязанности, ответственность. Принудительный отзыв продукции.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

Вариант 9.

1. Средства измерений. Классификация, метрологические характеристики. С какими средствами измерений Вам приходилось иметь дело на практике?

2. См. вопрос 2 варианта 1.

Вариант 10.

1. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ). Виды классификаторов и их значение.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

Вариант 11.

1. Характеристика Национальной системы стандартизации России: нормативная база, органы и службы стандартизации, информация о нормативных документах по стандартизации.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

Вариант 12.

1. Сравнительная характеристика обязательной и добровольной сертификации по цели, объектам, нормативной базе и содержанию процедур.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

Вариант 13.

1. Государственное регулирование обеспечения единства измерений: объекты, сферы, формы. С какими формами государственного регулирования обеспечения единства измерений Вам приходилось иметь дело на практике.

2. См. вопрос 2 варианта 1.

Вариант 14.

1. Технические регламенты: определение, значение, виды. Порядок разработки технических регламентов.

2. См. вопрос 2 вариант 1.

Вариант 15.

1. Эталонная база страны. Виды и разновидности эталонов. Порядок проведения поверок средств измерений.

2. См. вопрос 2 темы 1.

9. Вопросы для подготовки к зачету

1. Правовая и законодательная база стандартизации, метрологии, сертификации.

2. Основные понятия в области метрологии: метрология, измерение, средство измерений, эталон единицы величины, единство измерений.

3. Измерения: определение, классификация.

4. Понятие метрологического обеспечения. Организационные, науч­ные и методические основы метрологического обеспече­ния.

5. Методы измерений.

6. Шкалы измерений.

7. Классификация средств измерения по метрологическому назначению.

8. Классификация средств измерения по конструктивному исполнению.

9. Метрологические характеристики средств измерений.

10. Факторы, влияющие на результат измерений.

11. Погрешности: понятие, классификация.

12. Государственное регулирование обеспечения единства измерений: объекты, сферы, формы

13. Утверждение типа стандартных образцов или типа СИ.

14. Поверка СИ.

15. Виды государственного метрологического надзора.

16. Метрологическая экспертиза.

17. Аттестация методик (методов) СИ.

18. Аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений.

19. Понятие о техническом регулировании.

20. Принципы технического регулирования.

21. Понятие о технических регламентах, их содержание.

22. Цели принятия технических регламентов

23. Порядок разработки и принятия технических регламентов.

24. Цели стандартизации.

25. Принципы стандартизации.

26. Классификация стандартов

27. Характеристика ТУ как нормативного документа.

28. Международные и региональные организации, разрабатывающие стандарты.

29. Методы применения международных стандартов в отечественной практике.

30. Нормативные документы Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

31. Сущность подтверждения соответствия, цели и принципы.

32. Обязательное подтверждение соответствие. Характеристика форм обязательного подтверждения соответствия.

33. Добровольное подтверждение соответствие. Характеристика добровольной сертификации.

34. Законодательные акты, предусматривающие обязательную сертификацию и декларирование.

35. Участники сертификации.

36. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий.

37. Порядок проведения сертификации продукции.

38. Сертификация систем менеджмента качества.

39. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.

40. Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии и сертификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: