Техники быстрого чтения.
Виды чтения:
· быстрое
- Сплошное быстрое
- Ознакомительное
- Выборочное
- Чтение поиск
· медленное
- Углубленное (аналитическое, изучающее, эффективное)
- Чтение на запоминание
Навыки эффективного чтения.
- постановка вопросов к тексту
- составление плана, графических схем
- составление сводных таблиц
- формулирование тезисов
- комментирование
- мысленное повторение
Хорошее понимание текста будет при гибкости чтения, т.е. это способность менять стратегию чтения в зависимости от целей и структуры текста.
Приемы быстрого чтения:
1) чтение по ключевым словам
2) выделение смысловых единиц
3) обобщение единиц текста
4) избавление от артикуляции (прием «выстукивание ритма»)
5) движение глаз при чтении: сверху вниз/фиксация на одной точке
6) развитие внимания
Л.С.Выготский говорил:
1) «Обычно думают, что понимание лучше при медленном чтении, однако при быстром чтении понимание идет лучше, ибо сама скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения. Но, к сожалению, чтение до сих пор изучалось как сложный сенсомоторный навык, а не как психический процесс очень сложного порядка. Работа зрительного механизма является до известной степени подчиненной процессам понимания»
|
|
2) умения понимания заключаются в том, чтобы <ориентироваться в сложном внутреннем пространстве, которое можно было бы назвать системой отношений. В этом устанавливании отношений, выделении важного, в сведении и переходе заключается процесс, называемый обычно пониманием
3) Чтение - сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции в части мышления, и развитое и недоразвитое чтение имеют ближайшие причины в развитии мышления ребенка... Понимание текста предполагает сохранение соответствующего пропорционального веса слов или изменение пропорций, пока они не дадут результата, удовлетворяющего цели чтения. Понимание рассказа подобно решению задачи в математике. Оно состоит в отборе правильных элементов ситуации и в соединении их в правильных соотношениях, а также в придавании каждому из них правильного веса, влияния или степени важности. Процесс чтения, обучение чтению теснейшим, внутренним образом связаны с развитием внутренней речи