Джон Стюарт Милль

(1806–1873)

Милль является основателем утилитаризма в экономике. Его вклад в философию состоит в разработке метода индукции, чему посвящена работа «Система Логики». Утилитаристская этика изложена в «Эссе о свободе».

Система логики

До разработки логики Дж. Ст. Миллем была распространена логика силлогизмов, основанная еще Аристотелем. Силлогизм, как вывод из общей посылки к частной, имел смысл в эпоху метафизического мышления, когда на универсалии смотрели как на особого рода субстанции, обладающие объективным существованием. Тогда общая посылка отражала общность природы, а средняя служила переходным мостом к частным явлениям, раскрывающая существенные свойства. «Это правило выражало ту общность природы, которую, согласно указанной теории, надо было располагать между этими всеобщими субстанциями и подчиненными им субстанциями индивидуальными. Что «все, что можно сказывать об универсалии, можно сказывать и о соответствующих ей индивидуальных предметах», – это положение было тогда не тожесловием: его надо было считать основным законом Вселенной».[6] Но с отказом от метафизики возникает потребность в новой логике. Ответ на вопрос является ли силлогизм содержательным видом умозаключения отрицательный: «все вообще допускают, что силлогизм неправилен, если в заключении есть что-либо, кроме того, что было допущено в посылках».[7] Но в этом случае силлогизм не может называться умозаключением, поскольку он не представляет перехода от известного к неизвестному. Требуется разработка новых способов умозаключения.

Логика должна установить ясные и несомненные правила для различения истины от лжи, верных умозаключений от неверных. Она представляет собой науку о доказательстве, о корректном выведении одних положений из других. Милль критикует теорию силлогизма, задаваясь вопросом: какова ценность силлогизма? Истинность посылок следует из опыта. Таким образом, в теории силлогизма, как и в индуктивной логике, предполагается прошлый опыт. Опыт является критерием истины: истинным умозаключением можно назвать только такое, которое строго согласуется с объективной реальностью, с фактами. В опыте наблюдаются только единичные случаи, следовательно, вывод представляет собой переход от частного к частному, от прошлого к будущему. Общая пропозиция является лишь приемом сохранения в памяти частных случаев.

Тем не менее, силлогизм не совсем бесплоден, ибо помогает понять происхождение знания. Милль утверждает, что все наше знание имеет опытное происхождение. «Не обращают внимания на различие между двумя частями процесса философского мышления: между самим умозаключением и регистрацией,… Откуда получили мы знание общей истины? Конечно из наблюдения. Но наблюдению доступны только индивидуальные случаи. Из них должны быть выведены все общие истины; на них же эти последние и обратно могут быть разложены, так как общие истины представляют собой только совокупность частных; это – только сокращенные выражения, утверждающие или отрицающие неопределенное число индивидуальных фактов».[8] Обобщение является умозаключением. Истинным основанием умозаключения является наблюдение. Из наблюдавшихся нами случаев выводится заключение, что то что было истинно в наблюдавшихся случаях, будет истинным и во всех сходных случаях. Одно короткое предложение заключает информацию о результатах многих наблюдений и указывает результат будущих наблюдений в новых непредвиденных случаях.

Вставка общих суждений в силлогизм не прибавляет ничего к доказательству, представляющее собой переход от частного к частному. Единичные факты – единственное основание вывода, мы постоянно так заключаем, не переходя к общему. «Я не могу понять, почему нельзя перебраться из одного места в другое иначе как «взобравшись на холм, а потом опять с него спустившись». Быть может, эта дорога – наиболее безопасная; быть может, на вершине холма можно найти удобное место для отдыха, господствующее над всей окрестностью. Но в смысле просто достижения цели путешествия выбор этой дороги совершенно произволен».[9] Ребенок умозаключает от частного к частному, так же умозаключают и животные. О других людях мы умозаключаем, опираясь на знания о самих себе, не утруждаясь выведением общих истин о природе человека.

Априорных истин, независимых от опыта, не существует. Математические аксиомы, несмотря на то, что отрицание их кажется нам немыслимым, возникают точно так же вследствие опыта, а немыслимость отрицания их зависит только от их всеобщности, а также от простоты и несложности восприятий пространства и времени, с которыми имеет дело математика. Доказательства теорем Евклида можно выразить графически без помощи определений и установить их истинность для данного конкретного чертежа. На самом деле доказывается один частный случай, но процесс доказательства позволяет буквальное повторение в необозримом числе других подобных случаях. Поэтому в одном утверждении выражается неопределенное множество истин.

Дедуктивный метод содержит три этапа:

– индуктивное исследование;

– вывод;

– поверка.

Все этапы являются опытными. Индукция представляет собой обобщение опыта. «Она состоит в том, что на основании нескольких отдельных случаев, в которых известное явление наблюдалось, мы заключаем, что это явление имеет место и во всех случаях данного класса, т. е. во всех случаях, сходных с наблюдавшимися в некоторых обстоятельствах, признаваемых существенными».[10] Но само определение индукции подразумевает некий общий принцип единообразия природы, предполагающий, что произошедшее однажды будет иметь место и в сходных других обстоятельствах. Вселенная устроена так, что истинное в некоторых условиях будет вновь реализовываться в аналогичных условиях и задача познания – понять, в чем же заключаются данные условия.

Принцип единообразия природы является соединением различных видов единообразий, представляющих собою законы. Они могут встречаться в разных сочетаниях и задачей познания является выделение отдельных регулярностей. Регулярности могут быть числовыми или количественными и пространственно-временными, когда два события оказываются смежными в пространстве и времени. Явления, имеющие неизменный порядок последовательности, связаны причинной связью: либо имеют общую причину, либо одно явление является свойством другого. Всякий возникающий факт имеет причину, которая должна заключаться в каком-нибудь другом факте или стечении обстоятельств, которые неизменно предшествуют данному факту.

Теория индукции

Основной принцип индукции – это единообразие природы, которое гарантирует верность вывода из опыта. Вселенной управляют законы, будущее похоже на прошлое. Милль устанавливает четыре метода, индуктивного исследования причин явлений:

• метод сходства,

• метод различия,

• метод остатков,

• метод сопутствующих изменений.

Метод сходства заключается в сравнении различных случаев и определении того, в чем они сходны. В качестве руководящего принципа используется правило: «если два или более случаев, подлежащего исследованию явления имеют общим лишь одно обстоятельство, то это обстоятельство – в котором только и согласуются все эти случаи – есть причина (или следствие) данного явления».[11] Метод сходства ведет лишь к установлению регулярностей, в которых вопрос о наличии причиной связи остается открытым и требует дальнейшего исследования.

Метод различия сравнивает случаи присутствия явления со случаями его отсутствия, чтобы открыть их различие. То, что нельзя исключить, не уничтожив явления, есть причина или условие этого явления. Руководящий принцип метода различий гласит: «если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, сходны во всех обстоятельствах, кроме одного, встречающегося лишь в первом случае, то это обстоятельство, в котором одном только и разнятся эти два случая, есть следствие, или причина, или необходимая часть причины явления».[12] Метод различий есть по существу метод эксперимента, сама природа эксперимента подразумевает внесение в известное состояние какой-либо перемены. Эксперимент, как переход из одного состояния в другое, нами созданное, отличается только фактом присутствия или отсутствия изучаемого явления.

«Если два или более случаев возникновения явления имеют общим лишь одно обстоятельство и два или более случаев невозникновения того же явления имеют общим только отсутствие того же самого обстоятельства, то это обстоятельство, в котором только и разнятся оба ряда случаев, есть или следствие, или причина, или необходимая часть причины изучаемого явления».[13] Применение этого принципа лежит метод остатков: если удалить или вычесть из явления все те его части, причины которых известны из прежних индукций, то в остатке получится следствие тех предыдущих, которые остались не исключенными или следствие которых не было до тех пор определено в количественном отношении. «Если из явления вычесть ту его часть, которая, как известно из прежних индукций, есть следствие некоторых определенных предыдущих, то остаток данного явления должен быть следствием остальных предыдущих».[14]

Наконец, руководящее правило метода сопутствующих изменений таково: «всякое явление, изменяющееся определенным образом всякий раз, когда некоторым особенным образом изменяется другое явление, есть либо причина, либо следствие этого явления, либо соединено с ним какой-либо причинной связью».[15] Закон сопутствующих изменений предполагает, что всякое изменение причины вызывает перемену следствия. Он позволяет дать количественные характеристики связи явлений.

Эти четыре метода представляют единственно возможные способы опытного исследования или индукции. Они позволяют установить законы последовательности явлений.

Этические идеи Дж. С. Милля утверждают ценность личности и право каждого на творческую свободу и самореализацию. Общество должно обеспечить людям максимальную свободу от морального или физического давления. «Ценность государства в конечном счете измеряется ценностью индивидов, которые его составляют; государство, которое ущемляет людей для того, чтобы сделать их послушными инструментами в своих руках, даже в том случае, когда провозглашает благие намерения вскоре обнаружит, что с маленькими людишками невозможно достичь ничего великого, а совершенствование аппарата управления, которому все приносилось в жертву, в конечном итоге ничего не дало...».

Герберт Спенсер

(1820-1903)

Основные труды: “Синтетическая философия”, “Социология как предмет изучения”, “Основы социологии”.

Основные идеи: эволюционная теория, органицизм, учение о социальной организации.

Философия рассматривается как обобщение всех наук

Теория эволюции Г.Спенсера рассматривается как предшественница эволюционной теории Ч. Дарвина в биологии, хотя разрабатывалась она применительно к развитию Вселенной. Спенсер излагает ее в последовательном ряде утверждений.

«1. Повсюду во вселенной происходит беспрерывное перераспределение материи и движения.

2. Это перераспределение является эволюцией, когда в нем преобладает интеграция материи и рассеивание движения, но – разложением в случае преобладания движения и дезинтеграции материи.

3. Эволюция будет простой, если процесс интеграции или образования связного агрегата не осложняется другими процессами.

4. Эволюция будет сложной, если рядом с первичным изменением от бессвязного состояния к связному происходят вторичные изменения, вызванные несходством в положениях различных частей aгpeгата. Вторичные изменения совершают превращение однородного в разнородное».

Процесс интеграции соединяется с процессом дифференциации, вместе с перераспределением материи происходит перераспределение сохраненного движения. Равновесие является конечным результатом превращений, испытываемых развивающимся агрегатом, после чего начинается процесс дезинтеграции (разложения). Разложение есть процесс обратных изменений. Под действием неуравновешенных сил каждый агрегат может быть рассеян благодаря возрастанию движения.

Три момента в законе эволюции:

• интеграция – переход разрозненных элементов в нечто сплоченное и концентрированное;

• дифференциация — движение от однородности (гомогенности) к разнородности (гетерогенности);

• возрастание определенности

В конечном итоге всякая вещь достигает состояния полной адаптированности к своему окружению, однако такое состояние неустойчиво. Поэтому последняя ступень в эволюции – не что иное, как первая ступень в процессе «рассеяния», за которым, после завершения цикла, вновь следует эволюция.

Спенсер формулирует принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения и перераспределения материи и движения (закон общего изменения или всеобщей эволюции), противодействия. Эволюция включает переход от менее связанной форме к более связанной, переход от гомогенного состояния к гетерогенному, переход от неопределенного к определенному.

Общество – агрегат (совокупность) индивидов, характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Общество Спенсер рассматривал как организм, поскольку ему свойственны непрерывный рост, усложнение строения, общественные отправления, наличие систем-органов – питания, распределения, регуляции и т. д.

«§ 214. Первая черта, позволяющая смотреть на общество как на организм, это – его непрерывный рост.

§ 215. По мере того, как общество растет, его части становятся несходными между собою: оно обнаруживает усложнение строения.

§ 216. Это сходство будет понято еще лучше, когда мы заметим, что одновременно с прогрессивной дифференциацией социальных строений совершается и прогрессивная дифференциация социальных отправлений».[16]

Оно подобно биологическому организму – растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции[17]. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства. Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: