Рихард Авенариус

(1843-1896)

Основные произведения: "Критика чистого опыта" (1888-1890), "Человеческое понятие о мире" (1909)

Основные идеи: критика опыта

Опыт следует проверить и очистить, т. к. личный опыт выражен в социально обусловленных понятиях, которые суть исторические конструкции. Приобретением опыта заняты естественные науки, которые описывают явления, примешивая к ним посторонние элементы. Дело философии – очистить опыт, обычно смешанный с ценностными и антропоморфическими посторонними представлениями. Первые представления связаны с тем, что мы характеризуем предмет эмоционально, что является лишь нашей оценкой предмета, а не отражает его свойств. Ко вторым, антропоморфическим относятся представления о некоем "Я", живущем в нашем теле Авенариус полагает, что опыт состоит из нейтральных элементов – ощущений. На пути очищения опыта Авенариус видит препятствие в виде интроекции, «В то время как я оставляю дерево передо иной как видимое в том же отношении к себе, в каком оно есть для меня, первоначально находимое, господствующая психология вкладывает дерево как «видимое» в человека (именно в его мозг). Это вкладывание «видимого» и т.д. в человека и есть то, что обозначается как интроекция».[23] Интроекция происходит тогда, когда мы помещаем местонахождение различных восприятии внутрь сознания человека. Согласно Авенариусу получается удвоение мира, при котором возникает иллюзия, что, кроме мира вещей, которые непосредственно даны нам в опыте, существует еще и мир представлений.

Отвергая теорию интроекции, Авенариус выдвигает концепцию принципиальной координации, суть которой состоит в том, что признается нерасторжимая связь познающего субъекта и среды, «без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта». Он создает новую критическую психологию, согласно которой опыт не является ни исключительно физическим, ни исключительно психическим, но должен рассматриваться цельно. Опыт представляет собой функциональную зависимость, в которой можно выделять частные виды функциональных отношений. Например, физические законы, такой как закон сохранения энергии, или зависимость математических величин, или психологической зависимостью.

Осуществляя процесс очищения опыта, Авенариус выдвинул принцип наименьшей меры сил ы. Он писал: «В случае присоединения новых впечатлений душа сообщает своим представлениям возможно меньшее изменение, или, другими словами, после новой апперцепции содержание наших представлений оказывается возможно более сходным с их содержанием до этой апперцепции. На новую апперцепцию душа затрачивает лишь столько сил, сколько необходимо, а в случае множества апперцепции она отдает предпочтение той, которая совершает ту же работу с меньшей затратой силы»[24]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: