Учебный год

Эпиграф:

"...самый главный вопрос

в жизни, как это ни банально

звучит, - определить, кем ты

можешь быть и кем ты

хочешь быть.

Это должно совпадать,

и это большое счастье,

когда человек находит

свое место в жизни".

Поэт Олег Митяев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛЬ: подобрать профессию индивидуально для каждого члена кружка с учетом склонностей и способностей подростка, профессиональных требований к специальности и запросов рынка труда в интересах последующего обучения по данной специальности.

ЗАДАЧИ:

1.Ознакомление с миром профессий.

2.Изучение склонностей и способностей, мотивов выбора профессии и интересов, всего комплекса показателей личности учащихся методами тестирования и анкетирования.

3.Информирование подростков о существующих учебных заведениях и условиях поступления в них.

ПРОГРАММА КРУЖКА РАЗРАБОТАНА

на основе приобретенных знаний во время обучения в Вятском государственном педагогическом университете на факультете практической психологии по специальности психолог - профконсультант и опыта работы в течение трех лет психологом -профконсультантом в должности ведущего специалиста Федеральной службы занятости населения при Котельничском центре занятости населения.

ПРОГРАММА ПРЕДНАЗНАЧЕНА для подростков, обучающихся в вечерней общеобразовательной школе № 7.

ИДЕЯ ПРОГРАММЫ возникла на основе результатов тестирования и анкетирования учащихся школ города Котельнича и Котельничского района, а также безработной молодежи с учетом статистических данных по уровню безработицы среди молодежи Котельничского района и Кировской области в целом. Изучение состояния профориентации в старших классах школ г. Котельнича (МОУ СОШ № 2, 7, 15, неполных ср.школ № 4, № 6) методами анкетирования и бесед показало, что 55% опрошенных девятиклассников не определились (в конце учебного года) в мире профессий, 10% - даже не думали об этом, 5% - никакая профессия не интересует. Из учащихся 11 классов за несколько месяцев до выпускных экзаменов 7,4% опрошенных ни одна профессия глубоко не заинтересовала, 9,6% - до сих пор серьезно не думали о выборе профессии, 27,6% не смогли определиться, что им больше нравится. В беседе со школьниками часто выяснялось, что они не представляют процесс труда по избранной специальности, содержания требований к работнику, условий труда. На это же обратили внимание 75% принявших участие в анкетировании. 35% - не знают, соответствует ли их способностям избранная профессия. Многие учащиеся не знают, где можно получить профессию, 25% девятиклассников считают, что для начала трудовой деятельности достаточно закончить курсы. 45% опрошенных 9-классников не знают мнения родителей по данному вопросу, а в 11-х кл. - 13,4%. О дальнейшей перспективе после возможной неудачи на вступительных экзаменах в учебное заведение не задумывались 35% девятиклассников и 30% учащихся 11 классов, 15% надеялись найти работу (!). Умственному труду отдали предпочтение 60,5% учащихся выпускных классов, хотят работать в качестве организатора 49,4%. Эти цифры говорят о необходимости активной и более профессиональной профориентационной работы среди учащихся.

О С Н О В Н Ы Е О С О Б Е Н Н О С Т И П Р О Г Р А М М Ы

Молодой человек любого общества должен уметь отвечать на 3 вопроса:

1) кто я?

2) кем могу стать?

3) что для этого надо сделать?

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ЗАДАЧА должна стать важнейшим звеном функционирования общества, школы, других учебных заведений, библиотеки, так как профориентация - комплекс психолого-педагогических, медицинских и государственных мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, жизненного пути.В соответствии с желаниями личности, ее склонностями, способностями и с учетом потребности в специалистах в народном хозяйстве. Проблема на сегодняшний день заключается в том, что нет полного просчета ситуации, нет плана, сколько нужно обучить и каких специалистов. Многие молодые люди определились, чего хотят, но не знают, справятся ли? Профориентация в комплексе исследуется политэкономией или экономическими науками, демографией, социологией, психологией труда, юридической наукой, медико-биологическими науками.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ВКЛЮЧАЕТ 3 ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ:

1. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

(работа заключается в выходе учащихся на предприятия, приглашении работника с предприятия).

Прим. В 9 кл. уже довольно поздно учащиеся начинают посещать УПК. Большое значение в это время для подростков имеет мнение и влияние родителей.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖБЫ

(например, Федеральная служба занятости населения).

Но в эти службы выпускники школ обращаются в том случае, если уже потерпели неудачу и не смогли поступить в учебное заведение, при этом теряется минимум год до дальнейшей попытки поступления.

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ по подготовке, подбору кадров (некоторые предприятия готовят рабочих для себя со школьной скамьи).

В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ

НЕСКОЛЬКО ЗВЕНЬЕВ

1. ПРОФПРОСВЕЩЕНИЕ

(оно должно быть повсеместным).

2. ПРОФВОСПИТАНИЕ

(обязаловка приводит к потере интереса).

3. ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

4. ПРОФОТБОР

5. ПРОФАДАПТАЦИЯ

Работа по звеньям должна осуществляться как планомерная систематическая деятельность, как органичная часть подготовки человека к жизни.

Вопросами профориентации начали заниматься еще в 16 веке. В современной науке разработаны новые подходы Васильевым Ю.К. (поэтапная профориентация), Климовым Е.А., доктором психологических наук, уроженцем В-Полян (классификация профессий и специальностей по 4 основным особенностям профориентационной деятельности человека:

1 - ПРЕДМЕТ ТРУДА.

2 - ЦЕЛЬ ТРУДА.

3 – ОСНОВНЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА.

4 - УСЛОВИЯ ТРУДА.),

Федоришиным Б.А. (главный компонент в системе профориентирования -формирование интересов и намерений), Платоновым К.К.(треугольник Платонова: профтребования - способности личности - рынок труда) и другими.

ПЕРЕД ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ СТОЯТ СВОИ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Главная задача - устранить противоречие между недостаточной информированностью учащихся о мире профессий и осознанностью их выбора.

2. Устранить противоречия между потребностью личности в профконсультации и отсутствием комплексных компетентных советов.

3. Устранить противоречия между профессиональными планами и стойкими личными качествами.

4. Устранить противоречия между планами личности и мнениями других людей.

5. Устранить противоречия между запросами населения, учащихся и реальными возможностями на производстве.

6. Снизить элементы стихийности в выборе профессии.

В работе кружка "Все работы хороши!" используется третье звено профориентационной работы - ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Оно включает в себя и профинформирование, и профподбор, и психологическую поддержку. Работа по остальным звеньям может осуществляться совместно с вечерней общеобразовательной школой № 7, отделом ФСЗН в г. Кирове, руководителями предприятий города и другими организациями и службами.

ПРОФИНФОРМИРОВАНИЕ - это система знакомства с основными профессиями и специальностями, их содержанием, условиями труда, его организацией, а так же формами и сроками освоения профессий, возможностями трудоустройства и профессионального роста.

Информированность характеризуется по трем параметрам:

- по систематичности,

- полноте,

- адекватности.

Информированность может быть МАКРОинформированностью (о многих профессиях) и МИКРОинформированностью (об одной профессии). Ориентировку в мире труда дает "Классификация профессий" Климова. Методика Холанда по типу личности должна быть в первую очередь дана в школе.

ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - своей основной задачей имеет формирование профессиональной направленности или профессиональное самоопределение личности. Направленность может быть личностная, деловая или коллективистская. Нужно изучать интересы учащихся, стремления и намерения, склонности и способности. Консультирование опирается на структурный подход в изучении личности, основы которого заложены К.К. Платоновым. Для выяснения надежности выбора профессии важно узнать типологические свойства нервной системы, которая лежит в основе темперамента (тест Айзенка, Вершинина, Белова). Необходимо выяснить данные моторного развития и умелость руки, показатели нейродинамики, показатели внимания, памяти (слуховая, зрительная, художественная, музыкальная, на запахи, образная, словестно-логическая): 1) двигательная,

2) зрительная,

3) логическая (смысловая) память.

Нужно знать развитие и особенности мышления (методики Векслера, Амтхауера, Кетелла, Айзенка). Методика Баранова или Личко поможет определить наличие отклонения в психике. Для надежности результата тесты должны дублировать друг друга.

В РАБОТЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ФАКТОРЫ

- Информированность о мире профессий.

- Наличие сформированности профплана (чего бы подросток хотел?).

- Состояние здоровья.

- Отношение старших (родителей, педагогов, психолога).

- Общий уровень развития.

ПРОФПОДБОР - подбор определенной профессии при направлении на обучение, исходя из интересов, возможностей, способностей учащегося и ситуации на рынке труда с использованием специальных методов. Необходимо учитывать медицинские противопоказания. Идет поиск компромисса между профессиональными интересами и возможностями.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА - все виды и формы работы (групповые и индивидуальные), помогающие преодолеть психологические последствия какой-либо травмы, адаптироваться в сложившейся ситуации, поднять самооценку, усилить мотивацию на поиск любимого дела, увлечения, развития необходимых навыков, а так же снятие стресса и т.п.

МОТИВОМ ДЛЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ является мотив неопределенности, когда у учащегося нет профплана. Такую ситуацию авторы классификации по Балашовой назвали "нулевым вариантом" ("чистой доской"), при котором нужно изучать личность подростка "от" и "до": выявляются медицинские противопоказания к выбору профессии, отсутствие или наличие склонностей, интересов, предпочтений, проводится диагностика и даются конкретные рекомендации, учитывается самооценка (при адекватной самооценке легче дать правильные рекомендации, при низкой самооценке ее надо поднимать, при завышенной - работать сложно), учитывается наличие инфантильности, то есть неумение сопротивляться обстоятельствам.

При консультировании учащихся соблюдаются ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ:

1) корректность профконсультанта,

2) непрерывность работы,

3) требование индивидуального подхода,

4) учет возрастных, половых и других особенностей подростка,

5) коллективное исследование возможно не всегда, кроме изучения интересов, склонностей, места в системе отношений,

6) требование перспективного развития, роста клиента.

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Для отечественной психологии характерен принцип обращения к деятельности как движущей силы психологического отражения в его развитии, а также положение о единстве психики и сознания. Категория деятельности используется при изучении различных областей психики, в том числе и мотивации. Каждый вид деятельности исходит из мотивов. Мотивы человеческой деятельности также разнообразны как и сама деятельность. Для нас важны мотивы, побуждающие к выбору профессии, они зависят от возраста, образования, социального статуса. Мотивы - это сложный и многоплановый аспект психики человека, имеющий свою

структуру.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ:

1. Формирование ориентировочной основы действий по решению задачи выбора профессии.

2. Формирование склонностей, интересов.

3. Появление новых качественных способностей, операционных возможностей.

Методов изучения мотивов много, например, ОПРОСНИКИ, АНКЕТЫ.

ИНТЕРЕСЫ ЛИЧНОСТИ.

Для оказания помощи в выборе профессии, жизненного пути необходимо знать интересы или группы интересов.

Сила, глубина, направленность интересов индивида является важнейшим компонентом его личности. Сами по себе интересы влияют на потребность человека в образовании, его профессиональный уровень, его отношения с другими людьми.

Интересы определяют в дальнейшем среду обитания человека. Любое достижение личности складывается из способностей и интересов:

СПОСОБНОСТИ + ИНТЕРЕСЫ = ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профессиональные интересы отличаются конкретностью и целенаправленностью.

Методы изучения интересов разнообразны: АНКЕТИРОВАНИЕ, БЕСЕДА, НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ, ТЕСТИРОВАНИЕ ("Карты интересов", например) и т.д.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СКЛОННОСТИ ЛИЧНОСТИ

СКЛОННОСТИ - это устойчивое стремление личности к занятиям определенного рода, которое привлекают не столь результатом, сколько самим процессом.

Профнаправленность личности определяет взаимосвязь и взаимообусловленность интересов, склонностей, способностей. Способности развиваются на базе задатков именно в результате проявления склонностей.

Склонности не всегда совпадают со способностями.

Способности у творческой личности развиваются на основе склонности, а не наоборот. Склонности интереса можно выразить словом "хочу", способности - словом "могу".

Если проанализировать деятельность личности, то можно выделить группы склонностей:

1. СКЛОННОСТЬ К РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ

2. СКЛОННОСТЬ К РАБОТЕ С ТЕХНИКОЙ

3. СКЛОННОСТЬ К РАБОТЕ С УСЛОВНЫМИ ЗНАКАМИ

4. СКЛОННОСТЬ К РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ОБРАЗАМИ

5. СКЛОННОСТЬ К РАБОТЕ С ПРИРОДОЙ.

Склонность можно выявить с помощью теста "ДДО" (дифференциально-диагностический опросник).

ПРОФСПОСОБНОСТИ

СПОСОБНОСТИ - это совокупность свойств личности, которые определяют успешность в умственной и практической деятельности, возможность усовершенствования. Выделяют общие и специальные способности.

ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ обеспечивают овладение различными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Способность зависит от особенностей обучения и воспитания, а также от природных задатков. К общим способностям прежде всего относят свойства ума. Совокупность общих способностей называют ОДАРЕННОСТЬЮ.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ способности рассматриваются в отношении к отдельным специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности. Специальные способности - это совокупность достаточно стойких, хотя и изменяющихся под влиянием обучения и воспитания, а также индивидуально-психологических качеств человека, которые на основе взаимной компенсации определяют успешность овладения определенной трудовой деятельностью. База способностей - это задатки. Задатки - это генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы.

Выделяют следующие ПРИЗНАКИ СПОСОБНОСТЕЙ, которые нужно проверять:

1) индивидуально - психологические особенности человека (темперамент, скорость реакций и т.д.),

2) особенности, обуславливающие возможности успеха в какой-либо деятельности: это музыкальный слух, различие ощущений вкусовых, обонятельных,

3) особенности, не сводимые только к знаниям, умениям, навыкам.

Успешная работа по любой специальности возможна при сочетании общих и специальных способностей, кроме того, важно знать понятие КОМПЕНСАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ - это возмещение недостающих качеств за счет остальных способов действия или технических средств или других более выраженных личных качеств.

С помощью целенаправленного формирования можно решить проблему компенсации способности.

Способности можно изучить, например, НАБЛЮДЕНИЕМ,

естественным и лабораторным ЭКСПЕРИМЕНТОМ, СПЕЦИАЛЬНЫМИ

МЕТОДАМИ ДИАГНОСТИКИ:

1) измерением моторики (тесты типа "бумага - карандаш", (теппинг - тесты № 1 и № 2)),

2) изучение технических способностей (тест Беннета),

3) изучение всего комплекса показателей личности:

- психические процессы (память, мышление, воображение - психическое содержание личности человека),

- психические качества (интересы, склонности, способности и т.д.).

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Эмоции отражают отношения между потребностями и возможностями. Эмоции - особенный класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающихся в форме непосредственно чувственных переживаний, значимость действий для субъекта.

Тревожность личности связана с РИГИДНОСТЬЮ, которая проявляется в неспособности личности к переосмыслению своего поведения. Полярна ригидности ПЛАСТИЧНОСТЬ. Под ригидностью понимают затрудненность вплоть до полной неспособности в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях перестройки. Пластичность - ригидность можно исследовать методикой Лачинса. Важно знание об экстравертах и интровертах (экстраверты наиболее склонны к стрессу, к тревожности). С помощью методики Томаса можно узнать типы поведения учащихся в конфликтных ситуациях.

ПРОГНОЗ НА РЕЗУЛЬТАТ

Учащиеся имеют довольно расплывчатое представление об окружающем их мире, в том числе и о мире профессий, живя в проблемных или неполноценных семьях. Они мало сталкиваются с профессионалами, редко бывают на предприятиях, экскурсиях, чаще всего не участвуют в подростковых объединениях. Есть надежда, что занятия в кружке "Все работы хороши!" расширят их кругозор, дадут более широкое представление об окружающем их мире, помогут правильно определиться в современном рынке труда. После выпуска из школы подросток целенаправленно выберет обучение в каком-либо учебном заведении, поэтому работа в плане профориентации имеет практическое значение. Решая вопросы "Кем я могу стать?" и "Что мне для этого надо сделать?", учащиеся задумываются о своем будущем, ставят ближние и дальние цели, учатся руководить своей судьбой, а не плыть по течению, привыкая к тому, что все вопросы за них решают родители, педагоги, психологи и т.д. Обучающиеся начинают реально оценивать свои возможности, приближаться к адекватной самооценке.

ОБОРУДОВАНИЕ

- Опросники,

- бланки анкет,

- бланки тестов,

- профконсультационные карты,

- справочники учебных заведений,

- профессиограммы,

- методическая и справочная литература.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. "Рабочая книга школьного психолога" под редакцией И.В.Дубровиной, М., "Просвещение", 1991 год.

2. Ахмеджанов "Психологическое тестирование", 1995 год.

3. Овчаров "Справочная книга школьного психолога".

4. А.Анастази "Психологическое тестирование", 2-х томник.

5. Гуревич. Серия "Знание". Ж-л "Школа и производство",1994,1995 годы.

6. Сборник психодиагностических методик для проведения профессиональной консультации. Выпуски 1 - 3. Город Киров. 1994, 1995 годы.

7. Пол Д. Тигер и Барбара Бэрон - Тигер "Делай то, для чего ты рожден", М., "Армада", 1996 год.

Приложение № 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: