Цель: познакомиться с использованием влияния в консультативной практике психолога.
Основные понятия: Влияние, направленное влияние, убеждение, переубеждение, внушение, внушение контактное и дистантное, ненаправленное влияние, предписания, непрямые предписания, парадоксальные предписания, метафора, метафорическая коммуникация, притчи, легенды.
Теоретическая часть:
1. Процесс влияния: определение, классификация.
2. Виды влияния.
3. Косвенное влияние.
4. Парадоксальные предписания и метафоры.
Для закрепления материала студентам предлагается выполнить ряд практических упражнений:
· Задание на идентификацию потенциальных возможностей другого человека;
· Задание на поиск альтернативных решений.
Контрольные вопросы
- Каково назначение направленного внимания в практике психологического консультирования?
- Точка зрения В.М. Бехтерева на использование сочетание убеждения и внушения в психологическом консультировании.
- Какую роль выполняют невербальные факторы в процессе консультации?
- Каким образом консультант может подкрепить психотерапевтический эффект психологического консультирования?
- Какие существуют виды влияния? Охарактеризуйте их.
- Объясните схему построения Сократовского диалога.
- В каких ситуациях, рекомендуется! Применяла непрямые предписания?
- Назовите определение и виды метафор. Приведите примеры метафор.
- В чем заключается терапевтическое влияние метафорической коммуникации?
- Каким образом можно охарактеризовать ситуации применения метафор? Выделите общее и частное
Литература
|
|
1.Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии / Пер. с англ. Воронеж, 2005.
2.Дилтс Р. Сознание и творчество / Пер.с англ. М., 1999.
3.Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. Ч. I. Новосибирск, 2001
4.Коннер Р.В. Стратегическая семейная терапия. Ч. II. Новосибирск, 2001.
5.О'Коннор Дж. НЛП: Практическое руководство для достижения желаемых результатов / Пер. с англ. М., 2003.
6.Фрейд 3. Психология бессознательного / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1999.
7.Эриксон М.Г. Семинар с доктором медицины Милтоном Г.Эриксоном /Пер. с англ. М., 1999.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10.
Особенности психологического консультирования в образовательных средах разного типа
Цель: рассмотреть особенности психологического консультирования в образовательных средах разного типа.
Основные понятия: индивидуальная консультация, аффективная сфера, психологический кризис, психологическая готовность к школе, «Я-самость», «чувство взрослости», «стратегия преодоления трудностей», готовность к личностному и жизненному самоопределению.