С чего начать

1. Определите цель. Если вы не знаете, куда идете, то никогда не узнаете, дошли или нет. Поэтому прежде всего четко поставьте задачу. Но не мелочитесь, ищите круп­ные цели.

2. Составьте план. Не старайтесь втиснуть в него все несделанное с начала года. Лучше наметьте два-три дела


из тех, что давно откладывали, и выполните их. Ничего, если дневная программа будет невелика, но зато не оста­вит места для поблажек и отговорок.

Выпишите на листке важнейшие дела на неделю, ме­сяц, год, и пусть они будут у вас перед глазами.

3. Наметьте сроки. Это испытанный способ от разго­воров перейти к делу. Только не старайтесь установить рекорд скорости. Гораздо важнее довести дело до кон­ца. Принимаясь несколько раз за одно и то же, вы рискуете приблизить свой КПД к паровозному. Поэтому не беритесь за серьезную работу прежде, чем закончите предыдущую.

Секрет соблюдения сроков широко известен: не от­кладывай на завтра то... —- в общем, вы знаете. «Завтра» — это отговорка лентяев. Вашим девизом должно стать «сегодня».

Сегодня же спланируйте и ближайший день, учтя при этом, что любая работа требует больше времени, чем кажется на первый взгляд.

4. Придумайте стимул. Он поможет сделать то, чего не хочется. Вы возразите: мол, какой может быть стимул, чтобы сесть за математику, напоминающую уссурийские дебри. В этом есть логика, но нет попытки подумать. Предположим, вы не тщеславны, не самолюбивы и счита­ете, что быть способным лентяем не порок, а признак свободомыслия. А потому давно смирились с тем, что тройка — ваш потолок. Но чтобы гипотеза о «способном парне» вас согревала и впредь, ее нужно хотя бы изредка подтверждать. И если вы, по крайней мере, раз в неделю докажете самому себе, что в принципе ваш «рейтинг» вовсе не троечный, поскольку скромные успехи не связа­ны с плохой работой головы, то сможете по-прежнему уважать себя.

Можете поступить и так: выпишите все плюсы и мину­сы, связанные с решением немного поднапрячься и сде­лать работу на совесть. А вдруг плюсов окажется гораздо больше?

5. Скажите себе «нет». На свете существует множество дел, которые лично вы можете не делать. «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота...» Учитесь выбирать главное. «Хорошие ребята», которые ни в чем не отказы­вают ни себе, ни другим, удобны, но не вызывают уваже­ния,

6. А теперь скажите себе: «Пора». Если вы семь раз от­мерили, то режьте же, наконец. Обдумав как следует ситуацию, не тяните время.


Для многих подготовка к серьезной работе — хоро­ший повод переделать всю «несерьезную». К вечеру вы понимаете, что пора бы уже и начать, но мешают усталость и упущенное время. Но кому-то этот ритуал помогает настроиться на занятия. В таком случае постарайтесь его сократить. Входите в работу постепенно, начинайте с лег­кого. Но когда вы в хорошей форме, то беритесь за ос­новное. Рутинную работу сделаете, давая отдохнуть голове.

Старайтесь взяться за дело раньше намеченного, хоть на четверть часа. Во-первых, это гораздо лучше, чем на­чинать позже, а во-вторых, таким образом вы отлично настроите себя на работу.

7. Начнете с главного. Что именно для вас главное — самое срочное или самое важное, — решите сами. А заод­но и установите очередность дел.

8. Используйте время полностью. Подумайте, сколько часов уходит у нас на поездки в транспорте, вынужден­ное ожидание и множество других бездельных дел. В кон­це концов разговор о литературных новинках начинает нагонять злую тоску: где, мол, взять время?! Да в том же транспорте и во время ожидания. Имейте с собой хотя бы журнал, если у вас нет более важных дел, таких, как, напри­мер, изучение иностранного языка или подготовка к экзаме­ну. Не думайте, будто заниматься можно только в библио­течной тиши. Убежденные сторонники этой точки зрения на самом деле лишь стараются до предела оттянуть неприят­ную минуту, когда надо браться за учебник.

Заведите дневник расходования времени. Учитывать время — значит дольше жить, полагал А. К. Гастев. И не только он: уже известный вам А. А. Любищев, например, всю свою сознательную жизнь, с 1916 по 1972 годы, вел поминутный учет расхода времени. Он так и не успел осу­ществить свою цель —- создать естественную систему орга­низмов, что-то вроде таблицы Менделеева, но только в биологии. Зато ему удалось выйти за пределы привычных возможностей, сделать то, к чему стремился: наполнить смыслом каждую минуту своей жизни.

Он учитывал время все целиком — «брутто» (затрачен­ое) и «нетто» (полезное), исключив перерывы с точнос­тью до пяти минут. Использовал те «отбросы времени», на которые мы так щедры. В основном за счет них освоил анг­лийский. Кто безуспешно учил язык в школе и в вузе, сможет оценить значение таких «отбросов».

Все фиксировать ему помогало обостренное чувство времени.


Впрочем, нет нужды пересказывать упоминавшуюся повесть Д. Гранина — прочитайте ее сами.

Не отчаивайтесь, если собственные подсчеты вас шоки­руют, убедив в том, что из многих часов ушедшего дня по-настоящему трудовыми оказались час-полтора. «Обычно я бываю доволен, когда проработаю нетто 7—8 часов», — писал Любищев. Это при его-то системе, которая, доведен­ная до совершенства, творила чудеса.

Путь у каждого может быть свой. Написанное Львом Толстым, например, занимает 90 томов, а он еще воевал, учил детей, подолгу беседовал с посетителями, ездил в Европу... Д. И. Менделеев, кроме химии, обогатил около двух десятков областей знаний, в том числе физику, сель­ское хозяйство, экономику, демографию. Более 38 тысяч произведений оставил после себя Пабло Пикассо. А юная англичанка Рут Лоренс, родившись в 1971 году, к 14-лет­нему возрасту умудрилась окончить Оксфордский универ­ситет.

Безусловно, слепо копировать индивидуальные при­вычки каждого выдающегося человека не стоит. И все же, присмотревшись к их методам работы, специалистам по научной организации труда удалось выявить некоторые непременные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: