Условия успеха

1. Последовательность и система — едва ли не самые важные из них. За письменный стол надо садиться по при­вычке, не дожидаясь вдохновенья. Эта гостья, по утвержде­нию П. И. Чайковского, не любит посещать ленивых. Ту же самую мысль на Востоке выражают иначе: медленно иди в гору, и ты достигнешь вершины.

Иными словами, не горячитесь. По три иностранных слова в день — не много? Через год вы будете знать тысячу. Неплохо, особенно если учесть, что, например, в немецком языке три четверти литературы составлено всего из... 320 слов.

Ну а если идти в гору не хочется?

«...Нашло на меня вновь безблагодатное состояние. Изгрызлось перо, раздражались нервы и силы — и ничего не выходило. Я думал, что уже способности писать просто отнялись от меня», — писал Н. В. Гоголь поэту В. А. Жуков­скому.

«В половине пятого меня начинает мучить ужасающая тоска... уныние, лишающее всех душевных сил», — отмечал в дневнике Стендаль.


Речь тут, как можно догадаться, вовсе не о безволии или лени, а о биоритмологии. Поэтому еще одно усло­вие —

2. Ритм. Для умственной работы он бывает разный — суточный, многодневный, сезонный... Любители утренних часов — «жаворонки» — просыпаются рано и наиболее активны в первую половину дня. Их среди нас процентов 15—20. Есть еще «совы» — у тех пик работоспособности приходится на вечер. Каждый третий человек — «сова». Зато примерно половина людей вообще не замечают этих пиков и действуют по обстоятельствам или по привыч­ке. Есть даже такие, кто попеременно, в зависимости от сезона, ведет себя то как «жаворонок», то как «сова».

Эти группы обнаружены и среди школьников: одни лучше работают до полудня, другие — после, третьи — до и после, но с длинным перерывом в середине дня, а четвер­тые в разные дни ведут себя по-разному.

С помощью этого теста выясните, кто вы — «сова» или «жаворонок».

1. Трудно ли вам вставать рано утром?  
а) да, почти всегда  
6) иногда  
в) редко  
г) очень редко  
2. В какое время вы предпочли бы ложиться спать?
а) после 1 часа ночи  
б) с 2330 до 1 часа ночи  
в) после 22 часов  
г) до 22  
3. Вы недавно проснулись. Какой завтрак вам больше по душе?
а) плотный  
б) менее плотный  
в) вареное яйцо или бутерброд  
г) достаточно чаю или кофе  
4. Вспомните ваши недавние конфликты. Когда они обычно происходят?
а) в первой половине дня  
б) во второй половине дня  
5. От чего вам легче отказаться?
а) от утреннего чая или кофе  
б) от вечернего чая  
6. Легко ли вам переменить свои привычки, связанные с едой?
а) очень легко  
б) достаточно легко  
в) трудно  
г) не меняю  
Утром вас ждут важные дела. Насколько раньше обычного вы ляжете спать?
а) более чем на 2 часа  
б) на 1—2 часа  
в) менее чем на 1 час  
г) как обычно  
Насколько точны ваши внутренние часы? Засеките время, и когда, по вашему мнению, пройдет минута, снова посмотрите на часы.
а) вы поторопились  
б) опоздали  
     

Теперь подведем итоги. Если в сумме вы набрали ^ от 0 до 7 баллов — вы «жаворонок»;

от 8 до 13 — аритмик;

от 14 до 20 — «сова».

3. Порядок. Есть немало людей, которые убеждены, что на столе у них вовсе не хаос, а порядок, но ведомый только им. Такое нагромождение всякой всячины, по их мнению, даже стимулирует работу.

Если это не попытка оправдать собственную безалабер­ность, то спорить не будем. Знаем только, что, если вы не Цезарь, то заниматься одновременно несколькими делами не стоит, и посему незачем держать на столе ненужное. Чем потом отвлекаться на долгие бумажные раскопки, лучше уж навести порядок заранее. Закончив дело, возь­мите себе за правило убрать ненужное, а то и полностью очистить стол.

4. Сосредоточьтесь. Внимание, говоря словами К. Д. Ушинского, есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внеш­него мира. Не следует хвататься за несколько дел сразу, это верный способ вечно спешить и ничего не успевать.

Пытаясь сосредоточиться, полезно учитывать и некото­рые психологические детали — например, воздействие цвета на психику. Практическим результатом исследований в этом направлении стало, например, появление настольных ламп с зелеными абажурами, успокаивающими нервную систему.

Нехорошо, когда на рабочем месте резкие контрасты освещенного пятна и темного фона. Лучше, если осве­щение мягкое, без резких теней.


5. Будьте собранны. Чтобы не спешить утром, приго­товьте все, что нужно, с вечера. Не позволяйте мелочам вроде затерявшейся ручки или куда-то запропастившегося проездного билета испортить вам день. Приучите себя к автоматическим действиям перед уходом из дому: прове­рить; взято ли все необходимое и в порядке пи то, что остается дома. Если вам надоело ломать дверь из-за забы­тых ключей — сделайте, наконец, запасные и храните их у друзей. Или составьте список вылетающих из головы мелочей и держите его, перед глазами,

6. Слушайте. Это нужно для того, чтобы сразу же четко уяснить себе: что, где, когда, как и почему. Запозда­лые уточнения займут куда больше времени. Поэтому задавайте вопросы сразу же. При этом выделяйте глав­ное — то, что влияет на ваши действия. Иначе, придя на встречу, вы сможете лишь услышать одесскую шутку: мол, договаривались на 6, а сейчас уже вторник...

7. Заведете записную книжку. Она отчасти поможет восполнить отсутствие феноменальной памяти. Собствен­ное «справочное бюро» моментально выдаст нужный телефон, адрес, напомнит о срочном деле. Записных кни­жек может быть несколько — для разных целей разные. Можете записывать телефоны, а можете — понравившиеся мысли великих. Можете доверять бумаге и свои собствен­ные соображения, потому что, как сказал один из великих, незаписанная мысль есть потерянный клад.

8. Не забывайте о перерывах. Отказавшись от них, вы успокоите свою совесть, но ухудшите результат, потому что работать до изнеможения, а потом долго приходить в себя — далеко не лучший режим. Так что выбирайте.

Физиологи рекомендуют устраивать перерывы в одно и то же время, но чаще приходится это делать, когда они вынужденные: нет нужной информации, мешают работать и т. п.

Давно замечено, что человек по-настоящему отдыхает от одной работы, когда берется за другую. И наоборот, недогрузка мозга, работа вполсилы дают себя знать, неиз­вестно отчего появляется усталость. Впрочем, в быту такое состояние называют усталостью от безделья. В связи с этим профессор Петербургского университета Н. Е. Введенский однажды заметил, что устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают.

Отдых — это не безделье и даже не приятное время­препровождение. Если с уставшей головой вы усядетесь к голубому экрану с убеждением, что своим трудом за-


служили право смотреть на него весь вечер, то отдыха не получится, потому что это тоже нелегкая работа. Ложась спать, вы сможете лишь сказать себе: отдохнул хорошо, только что-то очень устал. Несколько дней такого режи­ма — и вы почувствуете, как на уроке рассеивается внима­ние, подводит память.

Проводя целые дни за учебниками, полезно помнить, что человеческий организм на такую жизнь не рассчитан. Чтобы здоровье позволило вам воспользоваться своими знаниями, выкраивайте часок-другой на спорт или хотя бы серьезную физическую нагрузку. Не стоит думать, будто, экономя время на утренней пробежке, вы больше успеете сделать. Ведь ваша задача не в том, чтобы работать долго, а чтобы эффективно.

И все-таки времени не хватает? Тогда представьте, что скоро вам без визита к врачу не обойтись. Может быть, это поможет найти нужные часы.

Меняйте занятия. Совет был не нов и во времена Мая­ковского, который писал:

Этот плакат увидя,

запомни правило простое:

работаешь —

сидя,

отдыхай —

стоя!

Можно неплохо отдохнуть и разнообразя умственные занятия. По свидетельству академика И. С. Бериташвили, одновременно работают лишь несколько миллионов ней­ронов коры мозга, а миллиарды бездействуют. Поэтому переключение с одной умственной работы на другую не только не увеличивает усталость, но и дает отдых тем клет­кам мозга, которые интенсивно работали. Вот что писал, например, в автобиографии Ч. Дарвин: «...я в одно и то же время всегда занимался несколькими совершенно различ­ными вопросами».

Пять-шесть мольбертов с начатыми работами были у Ильи Репина, несколько начатых произведений лежало на письменном столе у Марка Твена.

9. Контролируйте себя. Закончив работу, еще раз спросим себя, куда ушло время. Расплывчатый ответ — да вот, мол, крутился тут все... — нас не устроит. Придется устроить ревизию сделанного. Оценив задним числом свои свершения, нередко обнаруживаем, что много времени ушло на суету, а первоочередное осталось несделанным.


Такой самоконтроль в конце концов помогает сформу­лировать следующий принцип: не откладывать в течение дня важные дела и безжалостно отодвигать все, что не важно. Тем более что многое из неважного решится само собой.

Но не думайте, что перечисленными правилами исчер­пываются рациональные приемы работы. Пределов тут нет, о чем напоминают слова А. К. Гастева: «Если к этому сам добавишь правило — стало быть, втянулся в дело».

А теперь о том,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: