Важные решения обсуждаю с коллективом.
Ответственность за выполнение беру на себя.
Решения принимаю быстро и смело.
На основе такой системы методик составляется подробная психодиагностическая характеристика:
«Тов. К. способен мыслить проблемно, заранее обнаруживать возможные трудности; умеет учитывать все факторы, предвидеть последствия принимаемых решений. Профессионален, накопленные опыт и знания не мешают ему принимать оригинальные решения.
Настойчив, способен к разумному риску, инициативен...
Вместе с тем ему недостает способности быстро реагировать на изменение обстановки. Склонен увлекаться нереальными предложениями; в критических ситуациях бывает несдержан...»
Такой документ, как видим, куда подробнее и объективнее привычных характеристик, демонстрирующих не столько внутренний мир человека, сколько равнодушие к нему администраторов.
Не забудем еще об одной важной особенности лидера: люди, как правило, любят его. Критерии тут могут быть разные. Л. Н. Толстой, например, считал, что лучший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший — своими чувствами и чужими идеями. Посередине писатель располагал все разнообразие человеческих душ.
Чтобы проверить, как обстоят дела в этом смысле лично с вами, подумайте, согласны вы или нет со следующими утверждениями:
1. Надо помнить, что почти весь день меня оценивают окружающие.
2. Надо быть уверенным в себе, чтобы обсуждать с друзьями свои увлечения независимо от того, интересно ли это кому-либо.
3. Самое лучшее — сохранять достоинство даже тогда, когда силен соблазн поступить иначе.
4. Если человек заметил ошибки в речи собеседника, почему бы его не поправить?
5. С незнакомыми надо быть остроумным и контактным, чтобы произвести на них впечатление.
6. Если вас знакомят с человеком и вы не расслышали имя, то нужно попросить повторить его.
7. Чтобы вас уважали, не позволяйте шутить над собой.
8. Нужно быть настороже, а то другие начнут подшучивать над вами и выставлять посмешищем.
9. Если собеседник остроумен, то нужно быть или на том же уровне, или постараться выйти из разговора.
10. Всегда следует стараться соответствовать настроению компании, в которой находишься.
11. Нужно всегда помогать своим друзьям, потому что и мне может понадобиться их помощь.
12. Не стоит оказывать людям слишком много услуг, потому что редко кто оценит их по достоинству.
13. Лучше, если другие зависят, от меня, чем я от других. v
14. Настоящий друг старается помогать друзьям.
15. Надо демонстрировать свои лучшие качества, чтобы их оценили по достоинству.
16. Если в компании пытаются рассказать старый анекдот, то нужно остановить рассказчика.
17. Если рассказывают старый анекдот, то вежливый человек должен от всей души посмеяться.
18. Если друг приглашает вас в гости, а вы собрались в кино, то лучше сказать, что у вас болит голова, чем называть истинную причину.
19. Настоящий друг требует, чтобы близкие всегда поступали в его интересах.
20. Не надо упрямо и настойчиво отстаивать свою правоту, когда слышишь противоположное мнение.
За каждый ответ, который сопадает с правильным, начисляйте себе по 5 баллов.
Правильные ответы: да — 6, 13, 14, 20.
нет — все остальные.
Подсчитайте сумму.
Отлично: 85—100.
Хорошо: 75—80.
Удовлетворительно: 65—70.
Плохо: 0—60.
Чем выше сумма баллов, тем больше у вас оснований считать, что окружающие любят вас.
Попробуем посмотреть на тот же предмет с другой стороны, Западногерманский доктор психологии К. Пальмер предлагает следующий тест, позволяющий определить, умеете ли вы ладить с людьми.
На каждый вопрос надо дать по два ответа.
К рис. А:
1. Какое определение, по-вашему, больше подходит к этому геометрическому телу:
а) оно остроконечное; б) оно устойчиво; в) оно находится в состоянии равновесия?
2. На что оно больше всего похоже:
а) на айсберг; б) на осколок стекла; в) на туристскую палатку?
К рис. Б:
1. В каком направлении может покатиться этот шар:
а) вперед; б) назад; в) в любую из двух сторон?
2. Из чего сделан этот шар:'
а) из прозрачной пластмассы; б) из стекла; в) изо льда? К рис В:
1. Как точнее описать, эту фигуру:
а) граненая; б) неопределенная; в) сверкающая множеством граней?
2. Какое чувство она у вас вызывает:
а) приятное; б) неприятное; в) никакого?
Подсчитайте навранные баллы;
а б в
1А 0 4 7
2А 0 3 7
1Б 7 0 4
2Б 7 4 0
1В 4 0 7
2В 7 0 3
0—16 баллов. Вам приходится трудно в общении с окружающими, потому что в каждом вы видите возможного конкурента или даже врага и сразу занимаете воинственную позицию. Вы сами замечаете, что это не вызывает к вам симпатий, и переживаете по этому поводу. Но если уж кто-то симпатичен вам, то вы становитесь коммуникабельным и сердечным, что вызывает ответную реакцию. Старайтесь обезоружить своей приветливостью даже не очень симпатичного вам человека, и наверняка если не он, так другие станут относиться к вам с симпатией.
17 — 27 баллов. Вы счастливый человек: в общении с окружающими — никаких проблем. Даже в критических ситуациях вы умеете найти правильный тон, чтобы разрядить обстановку. Но и ваша мягкость имеет границы. Если вы считаете, что с вами поступают несправедливо, то прямо заявляете об этом, не задумываясь о последствиях. Кое-кого это может отпугнуть, но та решительность, с которой вы отстаиваете свою позицию, показывает, что ваша обычная обходительность не маска, а природная черта. Умные люди вас весьма ценят.
28—42 балла. Вы удивительно гибки в общении. Никому не удается вывести вас из равновесия, вы не тратите нервы попусту. Но вашу гибкость многие воспринимают как беспринципность, а отсюда и результат: умные люди не относятся к вам всерьез. Поэтому не старайтесь во что бы то ни стало избегать острых углов: иногда полезно и показать шипы, отстаивая свою точку зрения.
Если нам удалось убедить вас, что быть лидером — совсем не просто, а вы тем не менее не представляете себя на тихой, незаметной работе и вас постоянно избирают в разные советы, бюро, инициативные группы, а то и в президиумы, то оцените по десятибалльной системе свое желание быть руководителем.
Вы поставили себе больше пятерки? Тогда переходите к следующему тесту. Он поможет выяснить, что именно привлекает вас в этой хлопотливой работе. По той же системе оцените свое согласие с приведенными высказываниями.
Я котел бы:
принимать ответственные решения;
контролировать выполнение заданий;
готовить приказы, писать инструкции;
обучать подчиненных;
подбирать толковых сотрудников;
организовывать разные мероприятия;
проводить совещания;
искать и использовать новинки;
обеспечивать высокое качество результатов;
поддерживать связи с другими организациями.
Подсчитайте средний балл и сравните его с тем, которым вы оценили свое стремление к руководящей деятельности. Подумайте о причинах несовпадения. Может, вам нравится в этой работе ее фасадная сторона?
Если же считаете, что вы лидер по призванию и остается лишь развить кое-какие качества, то дерзайте. Составьте программу практический действий, в которую могут войти, например, такие пункты:
— научиться упорно и вместе с тем тактично отстаивать интересы коллектива;
— сдержанно и терпимо вести себя со всеми людьми;
— не давать невыполнимых обещаний;
— регулярно, не реже одного раза в год, повторять самооценку.
Помогут ли вам эти старания уверенно чувствовать себя в коллективе, пользоваться уважением, авторитетом? Заочно ответить трудно. Знаем лишь, что упорство и труд редко бывают бесплодны.