В чем секрет лидера

— Ну, трубите марш! Командовать парадом буду я!

И. Ильф, Е. Петров

Каждому из вас волей-неволей придется если и не командовать парадом, то уж наверняка побывать в роли старшего. «Волей» — потому, что в буду­щем это может стать вашей работой. Ведь нередко профессиональный рост идет «по вертикали», и хороший инженер со временем становится старшим инженером, потом руководителем группы, лаборатории... Короче гово­ря, все большие начальники начинали в свое время с довольно скромных и неруководящих постов. Ну а поче­му «неволей»? Да потому, что, даже несмотря на полное равнодушие к руководящим функциям, рано или поздно вам их все равно не избежать: хоть на время, да случится возглавить пусть и очень маленький коллектив — в силу возраста, эрудиции или, скажем, принадлежности к мужскому полу. Наконец, могут просто назначить — ответственным за выпуск стенгазеты, сбор членских взносов или организацию чествования юбиляра. А посему надо быть к этому готовым. И пусть в вашей приоритетной формуле лидерские качества стоят далеко не на первом месте, но они есть и, значит, их можно развивать. Но прежде попробуем разобраться, что же это такое — лидер — и чем от него отличается «administrator vulgaris». Не смущайтесь, что разговор пойдет на примерах из


взрослой жизни: ведь именно к ней бы готовитесь в школе, не так ли?

Не вожак, а погоняла. Это — главное отличие админи­стратора от лидера. Администратор, отдадим ему должное, неплохо умеет командовать, наказывать нерадивых, но неспособен ободрять и поощрять. «Гневаясь», готов накри­чать на человека, а то и оскорбить его. Глубоко убежден, что тот должен все стерпеть от своего начальника. А не захочет — надо его «поставить на место». Но такие методы могут дать некоторые результаты лишь там, где работа не требует творчества. Ведь ему подчиняются не как единомышленнику, который больше знает или умеет, а из-за нежелания иметь неприятности. Используя свое положение, администратор умеет настоять на своем, но это достоинство быстро становится недостатком в коллекти­ве свободных, равноправных личностей. Критики он не переносит, будучи уверенным, что критика может быть направлена лишь сверху вниз.

Вверх — почтение, вниз — презрение. Небезызвестное изречение «Я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак» принадлежит ему, поклоннику номенклатуры. Он чуток к настроениям тех, от кого зависит, и потому настроение собственного коллектива заинтересует его лишь тогда, когда поступит команда «проявить чуткость». И можно не сомневаться, что она будет выполнена (хорошо или плохо — это другой вопрос), потому что, как правило, самый грозный начальник — это самый тихий подчиненный. Он никогда не путает собственную точку зрения с руководящей и неизменно придерживается последней. При этом всегда произносит самые свежие лозунги и цитаты. Ему никогда не придет в голову спорить с вышестоящими, и потому он противник всяких дискуссий с подчиненными. Монархист в душе, он абсолютно убежден, что люди нуждаются в твердой руке. Территорию, на которую распространяется его власть, считает собствен­ной вотчиной и говорит «мой завод», «мой отдел», «моя контора». Для него все средства хороши, если только сулят успех.

Интриган-манипулятор. Это качество нередко делает его неуязвимым. Ведь что такое интрига? Вот как высказал­ся по этому поводу Пьер Бомарше устами своего героя Фигаро: «Прикидываться, что не знаешь того, что известно всем, и что тебе известно то, чего никто не знает; прикидываться, что слышишь то, что никому не понятно, и не прислушиваться к тому, что слышно всем; главное —


прикидываться, что ты можешь превзойти самого себя; часто делать великую тайну из того, что никакой тайны не составляет; запираться у себя в кабинете только для того, чтобы очинять перья, и казаться глубоко­мысленным, когда в голове у тебя, что называется, ветер гуляет; худо ли, хорошо ли разыгрывать персону, плодить наушников и прикармливать изменников, растапливать сургучные печати, перехватывать письма и стараться важ­ностью цели оправдать убожество средств».

Интриган учитывает нюансы отношений и умеет их использовать. Не подавая виду, запоминает чужие промахи, чтобы в нужный момент сыграть на этом» Умеет терпеливо ждать, прежде чем свести счеты с противником. Намеки, непроверенные слухи служат ему оружием, чтобы опоро­чить неугддных. Причем весь этот убогий арсенал, рассчи­танный на человеческие слабости, он именует «политикой» или «дипломатией».

Не будем здесь рассуждать о том, насколько такой стиль поведения соответствует сегодняшним представле­ниям о достоинстве. Заметим только, что за рубежом подобная тактика давно уже признана неэффективной хотя бы с чисто управленческих позиций. Не громко­голосым надсмотрщикам, а руководителям, способным повести за собой, принадлежит будущее.

Чем же отличается настоящий лидер от перечисленных «начальников»?

Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Причем берет на себя ту часть работы, которую остальные по каким-то причинам — пас­сивности, отсутствия способностей, лени и т. п. — взять на себя не могут. При этом он не превращается в «мальчика на побегушках», потому что без распоряже­ний и команд умеет вовлекать в дело и остальных. Пусть даже это дело для кого-то и не выгодно, но зато нужно коллективу.

Лидер оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен по­ощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше/Готов использовать полез­ные предложения товарищей, даже противоречащие его собственной позиции. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе, начиная


от компании на загородной прогулке до серьезной общественной организации, не успевшей еще обрасти бюрократическим аппаратом.

Лидер-творец. Привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опас­ными. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Однако многие воспринимают это как при­каз и выполняют его охотно и бескорыстно. Общение с таким лидером льстит самолюбию окружающих его и тем самым еще больше увеличивает их добровольную зависимость.

Лидер-боец. Волевой, уверенный в своих силах чело­век. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Нередко берет ответственность за все происходящее на его глазах, не оправдываясь тем, что, мол, «начальству видней» или «мое дело маленькое». Увлеченные его смелостью, за ним идут и другие. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы продумать свои действия и все преду­смотреть. По этой же причине может зачислить во враги недавнего соратника, не поняв его логики. «Безумство храбрых» — вот его стиль.

Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способ­ности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации, в том числе и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и потому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Не подавая виду, чутко реагирует на все, что впоследствии можно использовать. Предпочи­тает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относит­ся к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию. Он всегда найдет время, чтобы выслушать человека, гарантируя при этом сохране­ние тайны. Своим оптимизмом помогает поверить в свои силы, чего от него зачастую и ждут. Однако он не просто терпеливый слушатель. Анализируя проблему, вместе с


собеседником умеет находить выход из сложного поло­жения.

Естественно, характер руководителя, в зависимости от сочетания в нем администраторских и лидерских качеств, определяет и его управленческий стиль. Здесь тоже существует определенная классификация.

Авторитарный. Наилучший с точки зрения администра­тора, который в любом деле превыше всего ценит еди­ноначалие. Воплотив свой идеал в жизнь, такой руководи­тель исключает какую бы то ни было инициативу и самостоятельность подчиненных.

Авральный. «Давай-давай, потом разберемся» — девиз руководителя-авральщика, склонного к администрирова­нию. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведет к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.

Деловой. В принципе противоположен авральному, по­тому что предполагает работу только по рассчитанным, упорядоченным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это: не содержит неожиданных сюрпризов и поддается прогнозу.

Демократический. К нему склонны лидеры-организа­торы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения — одна из возможных». Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты, потому что помогает каждому в полной мере раскрыть свои способности. Но здесь неизбежны известные границы, за которыми дело подменяется его обсуждением.

Либеральный. Годится для сплоченного коллектива единомышленников, каждый из которых прекрасно знает «свой маневр». Иначе вместо самостоятельности способст­вует безответственности и уверенности в том, что «работа не волк».

Компромиссный, В его основе — способность руково­дителя, уступая людям с различными интересами, доби­ваться своих целей. Этот стиль полезен, когда, например, требуется погасить конфликт и переключить внимание на работу. Тут уж руководителю не обойтись без дипломатических качеств. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого коллектива ждать не приходится.

Как видим, нет стиля универсального, пригодного на все случаи жизни. Умение выбрать наилучший для конкрет-


ного коллектива и задачи и вовремя, в зависимости от обстановки, менять тактику — в этом, пожалуй, и заключается главное качество лидера.

Теперь попытаемся представить себе: какой он, лидер? В результате обследования методами психодиагностики сотен лучших современных руководителей психологи назы­вают следующие его признаки:

— волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели (экстернал);

— настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив (готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинте­ресную работу);

— инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим;

— психически устойчив и не дает увлечь себя нереаль­ными предложениями;

— хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям;

— самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи;

— требователен к себе и другим, умеет спросить за порученную работу;

— критичен, способен видеть в заманчивых предложе­ниях слабые стороны;

— надежен, держит слово, на него можно положиться;

— вынослив, может работать даже в условиях пере­грузок;

— восприимчив к новому, склонен решать нетрадицион­ные задачи оригинальными методами;

— стрессоустойчив, не теряет самообладания и работо­способности в экстремальных ситуациях;

— оптимистичен, относится к трудностям как к неизбеж­ным и преодолимым помехам;

— решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критической ситуации брать ответст­венность на себя;

— способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

Чувствуя обстановку и подчиняя эмоции делу, лидер обязан уметь вовремя «включать» нужные качества. Даже тогда, когда условия работы ненормальны, а окружающие не вызывают симпатий.

Трудность заключается еще и в том, что настоящему лидеру приходится совмещать в себе противоположные качества. Например, он должен уметь:


— широко мыслить, оставаясь в рамках точного знания предмета;

—• понимать и использовать противоположные точки зрения, оставаясь верным своим принципам;

— не поддаваться чужому нажиму и в то же время не терять сторонников;

— не соглашаться, сохраняя нормальные отношения с противниками;

— принимать новые идеи, не занимаясь при этом бесплодным прожектерством;

— рисковать — и как можно реже ошибаться;

— быть вежливым и тактичным, сохраняя требователь­ность.

Но и это не все. Современному лидеру совершенно необходимо быть хорошим психологом. Речь идет, конечно, не столько о специальных знаниях, сколько о знании тех, с кем имеешь дело. Чтобы успешно сотрудничать с человеком, нужно ясно представлять себе такие его качества, как:

—- степень общительности — то есть способность под­держивать деловые отношения с партнерами независимо от их характера;

— манеру поведения, чтобы в известной мере прогно­зировать его поступки;

— деловые и профессиональные качества;

— наконец, его потенциальные возможности и условия, в которых они могут проявиться.

Зная, кто есть кто, лидер действует по обстановке. Если перед ним:

— «вздорный» тип, то не стоит его задевать, чтобы потом долго выяснять отношения. Пусть лучше молчит.

Только нельзя позволять ему командовать;

— «положительный» — полезен при обсуждении слож­ной ситуации. На него можно рассчитывать и пользо­ваться его идеями;

— «болтун» — незаменим во время «перекуров», но когда речь идет о деле, его надо тактично прерывать, направляя энергию в полезное русло;

—- «тихоня» — в сложных ситуациях теряется, но старателен, если задача по силам. Его нужно почаще хвалить, помогая поверить в себя;

— «опровергатель» — всезнайка, для которого собст­венные амбиции важнее всего. Надо использовать и его знания, и амбиции, давая возможность перейти от слов к делу;


— «равнодушный» — нужно постараться выяснить, су­ществует ли работа, к которой он неравнодушен. Если да, то постараться это учесть при распределении ролей;

— «высокомерный» — не надо его критиковать. Лучше использовать метод «только да». Умерить его самомнение могут лишь «тихие» результаты после громких словесных авансов.

Этим, конечно, не исчерпывается наш довольно услов­ный перечень типов, которые могут встретиться в кол­лективе. Условный потому, что во многом зависит от коллектива, его целей, уровня взаимоотношений в нем. В примитивных группах — банде, шайке, а то и созревшей для «подвигов» дворовой компании — отношения совсем не такие, как скажем, в школьном комитете комсомола или кружке «Умелые руки». Изучение примитивных групп привело исследователей к выводу, что царящие там порядки сродни законам стаи. Взаимоотношения опреде­ляются положением в раз и навсегда сложившейся иерархии. Психолог А. Б. Добрович приводит такую структуру подобной группы: Главарь, Авторитет, Ведомые (Подхалим, Марионетка, Шут, Недовольный), Забитый. Сила, властность и свирепость Главаря удерживают его на троне. Хитрость позволяет ему вовремя стравливать между собой или убирать, зачастую чужими руками, возможных соперников. Авторитет — это второе лицо в группе. Он единственный, кто может давать советы вожаку. Умнее Главаря, но уступает ему в смелости. Подхалим нужен Главарю не только ради славословий и готовности услужить. Приблизив его к себе; Главарь вызывает к Подхалиму неприязнь всей группы, и потому последующее наказание угодника сопровождается все­общим восторгом. Марионетка служит образцом добро­порядочного поведения. Шут, которому сходят с рук до­вольно рискованные остроты, полезен тем, что позволяет выявить тех, кто слишком охотно смеется его шуткам, и воздать им по заслугам. На Недовольном Главарь демонстрирует всем, что бывает с недовольными. Оппо­зиционер в случае неповиновения может быть понижен в иерархии и оказаться среди Забитых, на которых вся группа, озлобленная своей примитивной жизнью, вымещает эмоции.

Но вернемся в нормальный коллектив. Теперь, когда вы кое-что знаете об администраторах и лидерах, попробуйте выяснить, кто из них вам ближе.


Оцените приведенные высказывания по одиннадцати­балльной шкале от 0 до 10.

1. Я за то, чтобы любой коллектив сам выбирал себе руководителя.

2. Когда нужно, я умею заставить людей работать.

3. Мне доверяют свои личные тайны.

4. Все стремятся к власти, и я не исключение.

5. Я вступаюсь за своих товарищей всякий раз, когда с ними поступают несправедливо.

6. «Если лошадь везет плохо, ее надо бить» — верная пословица.

7. Поспорившие обычно обращаются ко мне как к арбитру.

8. Думаю, что людям полезно иметь твердого руко­водителя, непреклонного и жесткого.

9. Я могу ладить с людьми, даже если они мне не по душе.

10. Главное — уметь любыми средствами заставить людей делать то, что нужно.

11. Обычно я готов действовать ради общего блага.

12. Люди разные, но приказ для всех должен быть одинаков.

13. В интересах дела я готов согласиться с мнением, противоположным моему.

14. Успеха добьется лишь тот, кого боятся.

15. Стараюсь, чтобы каждый мог проявить свои способности наилучшим образом.

16. Обсуждение даже важного для всех вопроса займет слишком много времени. Думаю, что не ошибусь, если приму решение сам.

17. Мне удается повести за собой людей, даже если они независимы от меня.

18. Когда надо, я умею поставить себя так, что со мной предпочитают соглашаться.

19. Нередко мне доверяют действовать от имени кол­лектива.

20. Полное единоначалие — вот секрет успеха кол­лектива.

Подсчитайте сумму баллов по четным строкам (А)

и нечетным (Л) — и вы узнаете соотношение в себе административного и лидерского начал. Отложите получен­ные баллы по соответствующим осям А и Л.

Если точка с заданными координатами попала в первый квадрант, то это значит, что лидерские способности в вас


сочетаются с административными, которыми тоже не следу­ет пренебрегать. Крыловскому Повару, например, в ходе воспитательной работы с котом Васькой не хватило именно командной твердости. Поэтому там, где обстановка вынуждает «власть употребить», надо следовать совету великого баснописца.

Точка во втором квадранте свидетельствует о преобла­дании в вас лидерских качеств.

Попав в третий квадрант, можете сделать вывод, что пока на роль руководителя вам претендовать не стоит. Ненамного почетнее оказаться и в четвертом квадранте — там заповедник администраторов вчерашнего дня.

Для оценки деловых качеств руководителя созданы специальные методики. Они могут быть полезны не только кандидатам «в начальники», но и всем, кто намерен работать с людьми на современном уровне. Познакомимся с некоторыми из таких методик. Оцените каждое высказывание от 0 до 10.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: