Профессиональная ориентация школьников
Цель: Определение профессиональных склонностей и предпочтений школьников
«Мотивы выбора профессии»
Мотив - это субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленная цель, которая направляет и объясняет его поведение. То есть, мотив - это нечто, что находится внутри человека и во внешней среде, которое его побуждает к некоторым действиям или бездействию.
Выбор профессии предполагает наличие знаний о мире профессий в целом о своих способностях и интересах.
Существует ряд психолого-педагогических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такую из профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение.
При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данной деятельностью. В этом случае получение новых знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность.
К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе деятельности, познание нового, неизвестного.
А.В.Петровский продолжая идеи Леонтьева, ввел классификацию мотивов на внешние и внутренние
Схема 2
Классификаций мотивов и отношений по А.В. Петровскому
Мотивы | Отношения | |
Индивидуально ориентированные | Социально ориентированные | |
«внешние» | «могу» (осознание своих возможностей по отношению к возникающим задачам) | «надо» (осознание социальных обязанностей) |
«внутренние» | «хочу» (напряжение потребностей) | «должен» (принятие обязательств перед другими и самим собой) |
Внутренние мотивы не имеют внешнего проявления и связаны с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения и часто ассоциируются с процессом выполнения задачи.
Внешние мотивы имеют внешние проявления, например, зарплата, призы, победа/проигрыш, давления конкурентов или руководителей вообще связываются с результатами.
Методика: «Мотивы выбора профессии»
Автор: Р.В. Овчарова.
При выборе профессии человек может руководствоваться следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и т.д. Методика позволяет определить, почему выбирается та или иная профессия и предвидеть, насколько успешно оптант будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.
Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешняя мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.
Методика состоит из 20 вопросов.
Испытуемым предлагается оценить по 5-балльной шкале на сколько то или иное утверждение повлияло на выбор профессии.
Шкала оценок:
5 - очень сильно повлияло,
4 - сильно,
3 - средне,
2 - слабо,
1 - никак не повлияло. «Приложение 1»
Каждое из 20 утверждений, характеризует либо внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые мотивы, либо внешние положительные или внешние отрицательные мотивы.
Условные обозначения:
“И” - внутренние индивидуально значимые мотивы,
“С” - внутренние социально значимые мотивы,
“+” - внешние положительные мотивы,
“ -” - внешние отрицательные мотивы.
Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.
Для несовершеннолетнего
Возраст 14 – 17 лет