Методика: «Мотивы выбора профессии»

Профессиональная ориентация школьников

Цель: Определение профессиональных склонностей и предпочтений школьников

«Мотивы выбора профессии»

Мотив - это субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленная цель, которая направляет и объясняет его поведение. То есть, мотив - это нечто, что находится внутри человека и во внешней среде, которое его побуждает к некоторым действиям или бездействию.

Выбор профессии предполагает наличие знаний о мире профессий в целом о своих способностях и интересах.

Существует ряд психолого-педагогических причин, обусловливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такую из профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение.

При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данной деятельностью. В этом случае получение новых знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность.
К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе деятельности, познание нового, неизвестного.

А.В.Петровский продолжая идеи Леонтьева, ввел классификацию мотивов на внешние и внутренние

Схема 2

Классификаций мотивов и отношений по А.В. Петровскому

Мотивы Отношения
Индивидуально ориентированные Социально ориентированные
«внешние» «могу» (осознание своих возможностей по отношению к возникающим задачам) «надо» (осознание социальных обязанностей)
«внутренние» «хочу» (напряжение потребностей) «должен» (принятие обязательств перед другими и самим собой)

Внутренние мотивы не имеют внешнего проявления и связаны с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения и часто ассоциируются с процессом выполнения задачи.

Внешние мотивы имеют внешние проявления, например, зарплата, призы, победа/проигрыш, давления конкурентов или руководителей вообще связываются с результатами.

Методика: «Мотивы выбора профессии»

Автор: Р.В. Овчарова.

При выборе профессии человек может руководствоваться следующими мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и т.д. Методика позволяет определить, почему выбирается та или иная профессия и предвидеть, насколько успешно оптант будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.

Методика состоит из 20 вопросов.

Испытуемым предлагается оценить по 5-балльной шкале на сколько то или иное утверждение повлияло на выбор профессии.

Шкала оценок:

5 - очень сильно повлияло,

4 - сильно,

3 - средне,

2 - слабо,

1 - никак не повлияло. «Приложение 1»

Каждое из 20 утверждений, характеризует либо внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые мотивы, либо внешние положительные или внешние отрицательные мотивы.

Условные обозначения:

“И” - внутренние индивидуально значимые мотивы,

“С” - внутренние социально значимые мотивы,

“+” - внешние положительные мотивы,

“ -” - внешние отрицательные мотивы.

Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации.

Для несовершеннолетнего

Возраст 14 – 17 лет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: